Марета Хут
Преемственность системы работы в ДОУ по физкультурно-оздоровительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность – связь между смежными звеньями, которые базируются на приобретенных ребенком в предыдущем звене знаниях, умениях, навыках, социально-психологической эмоциональной компетентности, продолжает его дальнейшее развитие.
В статье раскрывается тема о преемственности воспитателя группы раннего возраста и инструктора по физической культуре.
Публикация «Преемственность системы работы в ДОУ по физкультурно-оздоровительной деятельности» размещена в разделах
Инструктор по физической культуре не ведет занятия в группах раннего возраста, и начинает свое обучение в младшей группе, возникает вопрос, как же наладить тот мостик между физкультурными занятиями с детьми раннего возраста, где проводит занятие воспитатель, и в дошкольных группах, где проводит занятие инструктор по физической культуре.
Хотелось обратить внимание на цель преемственности :
создание единой комплексной системы по физическому воспитанию при совместной работе воспитателей раннего возраста и инструктора по физической культуре с использованием различных форм, методов и средств физического воспитания, создание единой технологии формирования взаимоотношений.
Главные принципы преемственности физического воспитания:
-адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию ребенка;
-гармонизация и оптимизация физической тренировки;
-свобода выбора форм физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка.
Преемственность должна строиться :
- на единых возрастных и психологических особенностях детей;
- на единстве в целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (педагогов, воспитателей, психологов, родителей, согласующихся с выбранной образовательной программой;
- на регулярно обновляемом спортивном оборудовании и инвентаре.
Задачи физического воспитания:
- гармоничное физическое развитие детей;
- совершенствование умений и навыков в основных видах движений;
- формирование потребности в ежедневном движении, развитие инициативы и творчества;
- развитие интереса и любви к спорту, к участию в подвижных играх
На занятиях по физической культуре в группе раннего возраста обучение носит опосредованный характер. Движения, которыми овладевает ребенок, могут быть усвоены в результате многократных повторений без специального разучивания.
Группы раннего возраста Дошкольные группы
Построения перестроения
Простейшие построения друг за другом, в круг и пары – малодоступны. Построения перестроения
По указанию воспитателя строятся в круг, пары и друг за другом.
Ходьба (стайкой за воспитателем) Ходьба (обычным шагом друг за другом, на носочках)
Бег (гурьбой за воспитателем, убегая от него) Бег (группами и по одному в прямом направлении; друг за другом по кругу вокруг зала)
Прыжки (на двух ногах на месте; с продвижением вперед; через 1, 2 параллельные линии или веревки) Прыжки (подпрыгивать на двух ногах, прыгать из круга в круг, в обруч (плоский) и из обруча)
Ползание и лазанье (лечь на живот, проползти до погремушки (3—4 м, на четвереньках проползти до
игрушки, проползти под дугу, веревку) Ползание и лазанье (стать на четвереньки, проползти (4—5 м) до кегли, взять ее, встать, прокатить вперед мяч, ползти за ним; проползти под дугой)
Бросание и ловля (прокатывать мячи воспитателю двумя руками стоя и сидя; задерживать мяч в движении. Самостоятельно брать и класть мяч в корзину. Передавать мячи друг другу) Бросание и ловля (прокатывать двумя руками; катать мяч друг другу, прокатывать мяч в ворота, дугу; произвольно катать обруч. Бросать мешочки в корзину, ящик)
Упражнение в равновесии ( ходить: по прямой дорожке; по доске, приподнятой одним концом наклонно от пола) Упражнение в равновесии (ходить по прямой и извилистой дорожке; взойти на кубик (20 см) или гимнастическую скамейку; бегать врассыпную между расставленными кеглями; перешагивать, ходить по гимнастической скамье)
Остановимся на всех видах деятельности, которые включены в занятие подробнее.
Построение.
Даже простейшие построения друг за другом, в круг и пары детям этой группы малодоступны. Но к концу учебного года дети должны уметь по указанию воспитателя строится в круг, пары и друг за другом.
Ходьба.
I полугодие. Ходьба: стайкой за воспитателем и в заданном направлении; по кругу, взявшись за руки; парами, держась за руки; врассыпную; друг за другом; между предметами (стульчики, погремушки); перешагивая линии, палки, кубы.
II полугодие. Ходьба: на носочках; с переходом от быстрой ходьбы к бегу и наоборот; ходьба на месте с шагами вперед, вбок, назад; ходьба с флажком, ленточкой (платочком или др.) в руке
Бег
I полугодие. Бег: гурьбой за воспитателем, убегая от него; в заданном направлении; догоняя катящиеся предметы; с переходом от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе; непрерывный бег в течение 20—30 с.
II полугодие. Должны научиться бегать: в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; между линиями, не наступая на них непрерывный бег в течение 30—40 с.
Прыжки
I полугодие. Прыжки: на двух ногах на месте; с продвижением вперед; через 1, 2 параллельные линии или веревки (расстояние 10—20 см).
II полугодие. Прыжки: с места на двух ногах как можно дальше; через 2 параллельные линии (веревки, положенные на пол) (расстояние 20—30 см); подпрыгивание вверх, так, чтобы коснуться предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка на 10—15 см.
Ползание и лазанье
Стремление к ползанию и лазанью в этом возрасте у детей очень велико. Следует поддерживать стремление детей к этим полезным движениям, вовлекающим в работу крупные мышечные группы. Дети двух-трех лет ползают на животе. Нужно приучать детей ползать на четвереньках, опираясь на колени и ладони.
I полугодие. Лечь на живот, проползти до погремушки (3—4 м, взять ее, встать, выпрямиться и помахать погремушкой над головой. Стать на четвереньки, проползти до стула, на котором лежит какой либо предмет; встать, помахать им над головой. Стать на четвереньки, ползти 2—3 м, проползти под дугу, веревку, между ножками стула (высота 30—40 см); встать, выпрямиться, поднять руки вверх, похлопать в ладоши.
К концу года должны научиться взойти на доску, стать на четвереньки, проползти до конца пособия, выпрямиться, сойти с пособия.
Бросание и ловля
В раннем возрасте дети бросают предметы слабо на небольшие расстояния, плохо замахиваясь и отталкивая предмет.
В этом же возрасте ребенок начинает учится ловить мяч. Но так как ловля мяча требует огромного внимания, в работе с детьми раннего возраста лучше использовать подготовительные упражнения, такие как: катание, перекатывание и ловля катящегося мяча. Ребенку необходимо научится брать, держать и переносить мяч двумя и одной рукой.
I полугодие. прокатывать мячи воспитателю двумя руками стоя и сидя; задерживать катящийся мяч. Самостоятельно брать и класть мяч в корзину. Передавать мячи друг другу. Отбрасывать мяч от груди двумя руками. Бросать мяч двумя руками снизу.
К концу года должны уметь бросать мяч двумя руками из-за головы. Бросать предмет в стоящую на полу цель (корзину, ящик) с расстояния 100—125 см двумя руками, одной правой рукой и одной левой. Бросать мячи, мешочки с песком (шишки, камешки и др.) вдаль. Перебрасывать мяч через сетку с расстояния 1 —1,5 м (сетка на уровне роста ребенка). Ловить мяч, брошенный воспитателем.
Упражнения в равновесии
Равновесие развивается у детей в результате всей их двигательной деятельности. В группах раннего возраста применяются лишь небольшое количество самых простых упражнений на развитие равновесия.
I полугодие. Ходить: по прямой дорожке, намеченной мелом или выложенной шнурами на полу (ширина 20 см); по доске, приподнятой одним концом наклонно от пола на высоту 20 см; по гимнастической скамейке. Перешагивать препятствия: кубики, палочки, линии и пр. (на высоте 10—15 см). Перешагивать из обруча в обруч.
II полугодие. Ходить: по извилистой дорожке, извилистому шнуру (2—3 м, между линиями; по бревну со стесанной поверхностью; на четвереньках по гимнастической скамейке. Перешагивать с ящика на ящик. Подниматься без помощи рук на табурет (высотой 25 см) (скамейку, стоять на них, держа руки в стороны, сходить с табурета (скамейки). Подниматься на носки и снова опускаться на всю ступню. Кружиться на месте.
Все основные движения отрабатываются на физкультурном занятии. Эти же движения идут и в индивидуальной работе с детьми. Индивидуальная работа проводится после занятия или на прогулке. Так же все основные движения закрепляются в подвижных играх.
Что же детям дают подвижные игры кроме закрепления материала:
- развивают активность, инициативу, творчество детей;
- учат взаимодействию;
- дают эмоциональную разрядку, доставляют радость.
Общеразвивающие упражнения.
ОРУ нужно начинать от макушки и заканчивать носочками. То есть должны быть задействованы все группы мышц.
Повторение каждого упражнения три-четыре раза. Все упражнения должны носить имитационный характер и проводятся в игровой форме.
Вовремя ОРУ используют предметы, знакомые детям. В противном случае, ребята очень отвлекаются, изучая предмет. Например, можно использовать погремушки и флажки, кубики, шишки, снежинки, листочки и так далее.
Структура
Физкультурное занятие состоит из трех частей:
-вводной;
-основной;
-заключительной.
В водную часть занятия входят:
-построение, упражнения на осанку и ориентировку;
-ходьба;
-бег.
В основную часть занятия входят:
-общеразвивающие упражнения;
-освоение основных видов движений;
Подвижные игры;
В заключительную часть занятия входят:
-малоподвижные игры;
-дыхательная гимнастика;
А также можно включать:
-пальчиковые игры
-самомассаж
Физическая культура в раннем возрасте -это не только физкультурные занятия. Которые проводятся 3 раза в неделю по 10 минут (одно из них на прогулке, но и:
- двигательная активность в игровом варианте
- гимнастика после пробуждения;
- подвижные игры на прогулке с воспитателем;
- спортивные досуги и развлечения.
К концу учебного года дети раннего возраста должны:
-уметь выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей;
- прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.
- брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
-ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
Если в системе проводить физкультурные занятия и индивидуальную работу с детьми, то в результате мы получим уже более подготовленных, окрепших физически детей с достаточно развитой координацией движений.
Список литературы:
1. Галигузова Л. Н., С. Ю. Мещерякова. «Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года».
2. Кочетова Н. П. «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста». М. : Просвещение,2008.
3. Лайзане С. Я. «Физическая культура для малышей». Пособие для воспитателя детского сада. «Просвещение», 1978.
4. Литвинова М. Ф. «Физкультурные занятия с детьми раннего возраста». Дошкольное воспитание и развитие. Айрисдидактика. 2005г.
в дошкольном учреждении. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.
5. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - 3-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1986.
6. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 3–4 лет».
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
7. Хухлаева Д. В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях».
8. Щербак А. П. Тематические физкультурные занятия и праздники