Елена Ермолина
Преемственность целей и задач, содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МАДОО Тугулымский детский сад №7 «Мишутка» Ермолина Е. П.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Публикация «Преемственность целей и задач, содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного образования» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Цели программы :
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи :
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Дошкольное образование
1 Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.
2 Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др
3 Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).
Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.
Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:
• замену учебного блока на образовательные области
• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
• изменение объема и содержания образовательной деятельности.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду.
Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Портрет выпускника
Выпускник ДОУ
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками.
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватно возрасту
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования :
• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
• ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится ксебе и к другим, обладает чувством собственного достоинста
• Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т. д.
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
• ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.
• ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Основные направления работы по преемственности детского сада и школы. Формы осуществления преемственности :
1. Работа с детьми:
1. экскурсии в школу;
2. посещение школьного музея;
3. знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
4. участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
5. выставки рисунков и поделок;
6. встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
7. совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
8. участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
2. Работа с педагогами:
1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2. семинары, мастер- классы;
3. круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
4. проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
5. взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
6. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
7. педагогические и психологические наблюдения.
3. Работа с родителями:
1. совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
2. круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3. консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
4. дни открытых дверей;
5. анкетирование, тестирование родителей;
6. образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
7. визуальные средства общения;
8. заседания родительских клубов
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Ожидаемые результаты
1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
3. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком
4. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
5. Мотивационная готовность детей к обучению в школе
6. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования
Для успешной реализации системы преемственности
1. Сохранение самоценности детства.
2. Формирование фундаментальных личностных качеств:
-любознательность,
-инициативность,
-самостоятельность,
-произвольность,
-творческого самовыражения ребенка и др.
Основа реализации на практике решения проблемы преемственности :
Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В. А. Сухомлинский