Татьяна Хомякова
Лэпбук по развитию речи «Речевичок»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них.
Публикация «Лэпбук по развитию речи „Речевичок“» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития речи является актуальной, в настоящее время, за счет увеличения числа детей имеющих различные нарушения речи. Работая в коррекционной группе, мы заметили, что у некоторых детей отсутствует мотивация к познавательной и речевой активности. Поэтому решили разработать современное дидактическое пособие – лэпбук. Которое привлекало бы внимание детей, и вызывало интерес к изучаемому материалу, а также активно способствовало развитию речи детей.
Кроме того, данное пособие существенно облегчает коррекционную работу воспитателя, т. к. в ней комплексно подобран материал.
Цель: Совершенствование системы работы воспитателя с детьми по речевому развитию, через подбор материала, состоящий из различных упражнений, загадок, чистоговорок, мнемотехники и многое другое.
Задачи:
1. Развитие слуховой и зрительной дифференциации звуков у дошкольников.
2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей.
3. Развитие артикуляционной моторики и подвижности речевого аппарата.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Развитие межполушарного взаимодействия (кинезеологические упражнения).
6. Развитие речевого дыхания.
7. Развитие фонематических представлений (звуко-слоговой анализ и синтез слов).
8. Обогащение и пополнение словарного запаса детей.
9. Развитие звуковой культуры речи.
10. Обучение пересказу детей с опорой на текст.
11. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Лэпбук «Речевичок» представляет собой самодельную, многофункциональную раскладную папку. Она имеет две стороны, красочно оформлена.
Данная папка является информационной, используется педагогом для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
Лэпбук предназначен для детей 5-7 лет старшего дошкольного возраста, коррекционной группы. Также дидактическое пособие может использоваться и в общеразвивающих группах, с частичным изменением наполняемости картотек, возрастных норм и требований.
В пособии представлены 12 дидактических игр.
1. Игра «Подбери действия»
Цель: продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
2. Игра «Два-пять»по теме «Фрукты-овощи»
Цель: упражнять в согласовании числительных 2 и 5 с существительными.
Описание: дети называют количество предметов на картинке.
3. Слова –антонимы
Цель: учить детей подбирать антонимы к прилагательным.
Ребенку поочередно предъявлялись картинки и предлагалось подобрать слова-прилагательные противоположные по значению (антонимы). Взрослый начинает предложение, а ребенку нужно его закончить.
4. Словесные игры.
Цель : учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу, воспитатель кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.).
5. Артикуляционная гимнастика.
Цель: выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата у детей, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.
6. Развивать связную речь. «Собери пазл, назови слово».
Цели: развиваем мелкую моторику рук, учимся соединять части предметов одно целое.
7. Автоматизировать звуки в чистоговорках.
Цель: формирование и совершенствование фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.
8. Скороговорки в мнемотаблицах.
Цель: развить артикуляционный аппарат, сделать речь понятной и четкой. Формируют критическое отношение к собственной речи, внимательное проговаривание окончаний слов, выдерживание единого ритма.
9. Алфавит.
Цель: познакомить детей с алфавитом; закрепить полученные понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение; упражнять в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, определении места ударения в слове; продолжать знакомить детей с многозначностью слов; развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику.
10. Звуковые дорожки.
Цель: автоматизация поставленного звука в словах в различных позициях; развитие звукового анализа слов; формирование у ребенка навыков самоконтроля за речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти; совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве.
11 Разучивание стихов с использованием мнемотаблиц.
Цель: развитие связной речи, развитие мелкой моторики рук, развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
12.«Составь предложение по картинке»
Цель: активизировать словарь, учить детей определять количество и порядок слов в предложении.