Надежда Зверкова
Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя «Экосистема как условие развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Кочкуровский детский сад «Улыбка» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия Зверковой Н. С.
Тема: «Экосистема – как условие развития дошкольников».
Актуальность проблемы.
Публикация «Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя „Экосистема как условие развития дошкольников“» размещена в разделах
Выбранная мною тема – одна из самых насущных проблем сегодняшнего дня: только экологическое воззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут воссоздать планету и человечество из той тяжелой ситуации, в которой они находятся сейчас.
Развитие у детей ответственного и добросовестного отношения в окружающей среде – колоссально сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).
Новизна представленного опыта, заключается в обучении детей экологически разумному образу жизни. И работа в этом направлении должна начинаться именно с дошкольного возраста, тогда, когда в детях формируется основа познавательной активности, рождается заинтересованность к миру вокруг нас.
Практическая значимость данного опыта. По моему мнению, результаты моей работы позволят сформировать и развивать у детей интерес в самостоятельном изучении природы, а также достичь становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Наличие теоретической базы.
Природа так хрупка и ранима что в последнее время мы ото всюду слышим и сами замечаем, что загрязняются и становятся безжизненными водоемы, реки и моря; теряют своё плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – всё это тревожный знак для того, что нам, людям, необходимо рационально относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания, в настоящий момент, актуальна как никогда. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Детский сад – первое звено системы беспрерывного экологического образования.
Методологической основой для представления моего педагогического опыта стали работы следующих авторов: Л. С. Выготского, И. А. Хайуровой, Е. Ф. Терентьевой, И. Ф. Виноградовой, В. Н. Черняковой (2010, Л. Г. Киреевой и С. В. Бережновой (2007, О. М. Масленниковой и А. А. Филиппенко (2008).
Ведущая педагогическая идея.
Одну из особенностей дошкольного возраста можно выделить эмоционально окрашенное восприятие материала, так как именно эмоции играют большую роль в восприятии окружающего мира, его непередаваемой красоты и неповторимости. Ребенок дошкольного возраста мыслит образами. Но от отведенных образов поэтапно переходит к неким общим понятиям. Ощущение и восприятие окружающего у детей развиваются вместе с мышлением. Крайне важно в этот период развивать ощущения и восприятие, которые составляют фундамент познания.
Все эти принципы и черты рассматриваются мною при отборе содержания и методики экологического воспитания детей. Исходя их этого, в своей практике я особое внимание уделяю регулярному контакту ребенка с природой. Сегодня такой контакт в условиях села не ограничен.
К примеру. В этом году (2019) я работаю с первой младшей группой (возраст детей от 1 года 6 месяцев до 3-х лет). Утром, на прогулке (в летнее время, я не упуская случая обратить внимание на красоту, которая нас окружает. Проснулись птицы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. В траве дети заметили блестящую на солнце паутину. Предлагаю детям понаблюдать. Кто же здесь живёт? Чуть тронем паутину стебельком. Сразу же выбегает паучок. Рассказываю, что он сделал паутину – сеть, которая ловит мух, комаров и мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет плести еще паутину. Далее можно детям предложить поиграть в игру, в которой роль паучка будет играть воспитатель, а роль насекомых – дети.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста я могу сделать вывод в следующем: детям очень интересно знакомиться с жизнью растений, лесов, садов, лугов, ягод, грибов и что человек – часть природы.
Оптимальность и эффективность средств.
Во время проводимых бесед, дети начинают проявлять интерес ко всему живому на Земле: животным и их повадкам и т. д. Всё это побуждает меня систематически пополнять свои знания чтением определенной литературы, просмотром соответствующих передач.
Основная ведущая деятельность ребенка в детском саду – игра, что отражается, прежде всего, в методике и организации работы в детском саду.
Можно сделать вывод в том, что именно с этих позиций крайне важно заложить экологические основы этого процесса, сформировать именно в этом возрасте основы экологической безопасности, экологически правильного поведения в быту и в природу, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе и людям.
Результативность опыта.
Для решения поставленных мною задач были изучены различные экологические проекты в детском саду, научно-методические материалы отечественных авторов по экологической работе в ДОУ, интересные работы по формированию экологической культуры дошкольников, авторитетные журнальные статьи и публикации, труды таких узких специалистов как психолог, которые помогли в постановке конкретных задач в моем опыте.
В ходе моей работы я использую следующие педагогические средства : игры: игровые ситуации, различные дидактические игры, а также театрализованные игры, подвижные спортивные игры; читаем художественной литературы; беседуем на определенные темы; проводим занятия.
Таким образом, я уверенно делаю вывод, что занятия с применением вышеперечисленных средств, безусловно, помогают воспитать дошкольников добрыми, образованными, порядочными людьми, которые сумеют впоследствии осмыслить свои место и роль в этом мире, осознать ответственность за него.
Используемые источники
Методическое
Иванова, А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду – мир растений / А. А. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2005, - С. 240
Кондратьева, Н. Н. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева. – СПб. : Детство-пресс, 2001
Маневцева, Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л. М. Маневцева, П. Г. Саморукова. СПб. : Детство-пресс, 2003. – С. 319
Потапова, Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. – Ч. 1. Рекомендации по экологизации деятельности дошкольных учреждений / Т. В. Потапова и др. – М. : ЦС ВООП, 2000. – С. 200
Потапова, Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. – Ч. 2. Рекомендации педагогам и воспитателям по подготовке детей 4-6 лет к обучению основам экологии, природопользования и правам человека / Т. В. Потапова и др. – М. : ЦС ВООП, 2000. – С. 187
Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л. Н. Прохорова. – М. : Аркти, 2005. – С. 56
Флора, Мой прекрасный сад, Сад своими руками, Вальс цветов, Цветок («Толока») и др. : журн. (выпуски разных лет).
Дидактическое
консультации для родителей;
анкеты для родителей;
информационные ресурсы для учителей, логопедов, психологов, воспитателей, где представлены интерактивные игры и пособия.