Ломакина Ирина
Защита педагогического опыта работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно-творческих способностей
детей дошкольного возраста
в рамках реализации ФГОС ДО
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ
Актуальность опыта работы. Теоретическое обоснование. Диапазон опыта.
Публикация «Защита педагогического опыта работы воспитателя» размещена в разделах
Творчество – деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового,- писал Л. С. Выготский,- легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».
Дошкольный период детства – это период свободного проявления ребенком творчества в различных видах деятельности, в частности, наиболее любимой и привлекательной – изобразительной. Именно изобразительная деятельность предоставляет ребенку-дошкольнику возможность получить удовольствие от творчества, выразить в образной форме свое личное отношение к миру, проявить свои чувства, насладиться позитивными эмоциями.
Между тем, в современных психолого-педагогических исследованиях указывается, что если дошкольник не может поделиться с окружающими своими впечатлениями через творчество и рассказать с помощью средств искусства, о событиях, происходящих с ним, то позднее это выливается в разнообразные эмоциональные и психические нарушения. Ребенок начинает испытывать трудности в общении с людьми, ему нелегко выразить задуманное в рисунках, он затрудняется в эстетическом восприятии окружающего мира, не может комбинировать и преобразовывать имеющиеся представления, у него возникают трудности построения воображаемого образа, что впоследствии станет серьезной проблемой усвоения необходимого материала в школе.
В трудах современных исследователей Казаковой Т. Г., Т. С. Комаровой, А. Б. Тепловой, Е. А. Флериной и др., подчеркивается, что жизнедеятельность ребенка до школы не может быть просто подготовкой его к школьному обучению. Это время приобретения первого культурного опыта самоопределения, развития инициативы, творческой активности, познавательных способностей, в единстве обеспечивающих освоение искусства.
Анализируя проявление и развитие способностей к изобразительной деятельности у дошкольников, советский ученый В. И. Кириенко подчеркивал необходимость изучения раннего проявления художественных способностей, отмечая, что тонкая дифференцировка движений руки легче вырабатывается в младшем дошкольном возрасте.
К. П. Брюллов говорил: «Надо начать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует».
Художник-педагог П. П. Чистяков, воспитавший плеяду отечественных художников, прославивших нашу страну, говорил о целесообразности раннего развития художественных способностей: «…чем моложе ученик, <…> тем удобнее образовывать в нем художника».
На необходимость раннего развития творчества в изобразительной деятельности, указывала Н. П. Сакулина, отмечая, что «…в условиях целенаправленного развития художественно-творческих способностей детей происходит становление эстетического отношения к окружающему миру, создаются предпосылки для выражения ребенком собственного представления о мире, о самом себе и своем месте в этом мире. Поскольку дошкольный возраст является сенситивным к художественно-творческой деятельности, способствующей формированию самовыражения и самоутверждения ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций в дальнейшем».
Сказанное означает, что в педагогической науке и практике вопрос изучения проблемы развития у детей художественно-творческих способностей и их формирования начиная с раннего детства, всегда являлся актуальным.
В связи с вышесказанным возникли вопросы: «Каким должно стать содержание современной образовательной деятельности, направленной на обогащение внутреннего мира ребенка посредством развития его художественно-творческих способностей? Как научить ребенка делиться с окружающими своими впечатлениями в форме художественного творчества? Какие техники художественно-изобразительной деятельности будут доступны восприятию детей с младшего дошкольного возраста?»
Научно-теоретический подход к решению обозначенных проблем характеризуется аналитическим осмыслением литературных материалов и психолого-педагогических исследований по проблеме развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В основе идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования значимым является принцип реализации программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие.
На основе анализа практико-теоретических исследований дошкольного образования и воспитания сделан вывод об изучении специфики и путей формирования творчества в разных видах продуктивной деятельности авторами И. А. Лыковой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. Т. Кудрявцевой, Л. А Парамоновой, А. И. Савенковым, О. С. Ушаковой и другими исследователями. Полученные данные свидетельствуют о том, что в условиях целенаправленного формирования успешно развивается продуктивное творчество детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности – эмоционально насыщенной, имеющей большие возможности обогащения духовного мира ребенка, развития его творческих способностей.
Кандидат педагогических наук А. М. Вербенец отмечает, что в истории художественного образования представлены разные взгляды на цели и процесс приобщения детей к искусству, одним из которых является обогащение содержания образовательных программ дошкольного образования, апробация методик и технологий ознакомления дошкольников разных возрастов с разнообразными видами и жанрами изобразительного искусства.
В трудах Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной раскрываются различные аспекты изобразительной деятельности и пути её реализации: развитие художественно-образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения, формирование графических навыков.
На основе чего, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на активное использование искусства в образовательном процессе детского сада, на вовлечение дошкольников в диалог с искусством и поддержку их самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, как отмечает известный педагог-практик, Г. Г. Григорьева, основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить развитие творческой активности».
В своих трудах, профессор Е. А. Тупичкина указывает на положительную практику работы с дошкольниками, с использованием разных техник рисования, «содействующую повышению интереса детей к изобразительной деятельности, развитию инициативы и творческой активности ребенка при создании новых образов и идей, путем переработки имеющихся представлений и понятий».
Авторы Савенкова Л. Г., Школяр Л. В., Казакова Т. Г. продолжая эту мысль, подчеркивают, что «наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, развивают их художественно-творческие способности, является внесение элементов занимательности, целью которых становится создание устойчивой мотивации к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в нестандартном образе».
А. В. Бакушинский отмечает, что нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности, проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки.
Известный специалист в области художественно-эстетического воспитания дошкольников И. А. Лыкова отмечает, что «рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Где одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей. Оригинальное рисование позволяет раскрывать креативные возможности ребенка, почувствовать характер и настроение красок».
Обобщающий анализ программно-методического обеспечения и педагогической практики дал возможность сделать вывод, что развитие творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности может идти в различных направлениях, одним из которых является ознакомление детей с нетрадиционными (нестандартными) техниками рисования, это связано с тем, что:
во-первых, за счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает в детях фантазию и воображение, что связано с активизацией творческих способностей и с силой зрительного восприятия;
во-вторых, у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать; здесь можно сочетать различные техники (рисование мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами, элементы аппликации и создания текстурных изображений, способствующие поддержанию любых творческих решений детей, оказывая положительное влияние на развитие инициативы, воображения и творческой активности;
в-третьих, в детях закладывается самостоятельность, свободное самовыражение, развивается эстетическое восприятие художественных образов, происходит обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта;
в-четвертых, нетрадиционное рисование активно формирует эстетическую картину мира и основных элементов «Я-концепции-творца, отражение своего эмоционального состояния к данному процессу.
Сказанное, означает, что на основе деятельностного подхода можно определить путь развития художественно-творческих способностей дошкольников разными средствами художественного выражения, одним их которых является использование нетрадиционных способов рисования в образовательной деятельности.
Таким образом, учитывая требования, предъявляемые в Стандарте к реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», важность выявленной проблемы, считаем, что одним из направлений педагогической деятельности должно стать использование нетрадиционных техник рисованияв целяхразвития художественно-творческих способностейдетей дошкольного возраста, что определило актуальность нашей работы.
В контексте современной парадигмы образования представлен широкий выбор вариантов вариативных, дополнительных, альтернативных авторских программно-методических материалов. А поскольку в Стандарте подчеркивается, что в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены методики, парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. То такой программой в нашем дошкольном учреждении, стала парциальная образовательная программа «Маленькие волшебники» автора Т. А. Котляковой.
В основе Программы сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественно-творческого развития детей, посредством формирования эстетического отношения и художественных способностей дошкольников.
Для обеспечения повышенного уровня развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста, в содержание занятий включены дополнительные нетрадиционные техники, направленные на развитие воображения и фантазии в рисовании, универсальными способами и приемами изображения. Где универсальные способы обеспечивают:
-развивающее обучение дошкольников,
-интеграцию содержания образовательного процесса,
-преемственность обучения детей в разных возрастных группах,
-содействие повышению интереса детей к изобразительной деятельности,
-развитие самостоятельности, активности, воображения и творческой активности детей.
На основании чего, в основу работы была положена гипотеза: если процесс развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста будет осуществляться посредством использования нетрадиционных техник рисования, в рамках реализации парциальной программы «Маленькие волшебники», то это станет основой проявления творческой активности, самостоятельности, инициативы, стимулом развития индивидуальных художественных способностей у каждого воспитанника группы
Решение проблемы поставило цельработы : развить художественно-творческие способности детей дошкольного возраста, посредством апробации программы «Маленькие волшебники» в совместной образовательной деятельности.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определили задачи.
1. Изучить теоретические и практические вопросы использования нетрадиционных техник рисования в дошкольном учреждении, в целях развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Создать условия, для активного включения детей дошкольного возраста в специально организованную изобразительную деятельность, способствующую развитию их художественно-творческих способностей.
3. Разработать и апробировать цикл непосредственно образовательной деятельности, на основе использования нетрадиционных техник рисования как средства развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.