Папки-передвижки

Защита педагогического опыта работы воспитателя

Ломакина Ирина
Защита педагогического опыта работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие художественно-творческих способностей

детей дошкольного возраста

в рамках реализации ФГОС ДО

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ

Актуальность опыта работы. Теоретическое обоснование. Диапазон опыта.

Публикация «Защита педагогического опыта работы воспитателя» размещена в разделах

Творчество – деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового,- писал Л. С. Выготский,- легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Дошкольный период детства – это период свободного проявления ребенком творчества в различных видах деятельности, в частности, наиболее любимой и привлекательной – изобразительной. Именно изобразительная деятельность предоставляет ребенку-дошкольнику возможность получить удовольствие от творчества, выразить в образной форме свое личное отношение к миру, проявить свои чувства, насладиться позитивными эмоциями.

Между тем, в современных психолого-педагогических исследованиях указывается, что если дошкольник не может поделиться с окружающими своими впечатлениями через творчество и рассказать с помощью средств искусства, о событиях, происходящих с ним, то позднее это выливается в разнообразные эмоциональные и психические нарушения. Ребенок начинает испытывать трудности в общении с людьми, ему нелегко выразить задуманное в рисунках, он затрудняется в эстетическом восприятии окружающего мира, не может комбинировать и преобразовывать имеющиеся представления, у него возникают трудности построения воображаемого образа, что впоследствии станет серьезной проблемой усвоения необходимого материала в школе.

В трудах современных исследователей Казаковой Т. Г., Т. С. Комаровой, А. Б. Тепловой, Е. А. Флериной и др., подчеркивается, что жизнедеятельность ребенка до школы не может быть просто подготовкой его к школьному обучению. Это время приобретения первого культурного опыта самоопределения, развития инициативы, творческой активности, познавательных способностей, в единстве обеспечивающих освоение искусства.

Анализируя проявление и развитие способностей к изобразительной деятельности у дошкольников, советский ученый В. И. Кириенко подчеркивал необходимость изучения раннего проявления художественных способностей, отмечая, что тонкая дифференцировка движений руки легче вырабатывается в младшем дошкольном возрасте.

К. П. Брюллов говорил: «Надо начать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует».

Художник-педагог П. П. Чистяков, воспитавший плеяду отечественных художников, прославивших нашу страну, говорил о целесообразности раннего развития художественных способностей: «…чем моложе ученик, <…> тем удобнее образовывать в нем художника».

На необходимость раннего развития творчества в изобразительной деятельности, указывала Н. П. Сакулина, отмечая, что «…в условиях целенаправленного развития художественно-творческих способностей детей происходит становление эстетического отношения к окружающему миру, создаются предпосылки для выражения ребенком собственного представления о мире, о самом себе и своем месте в этом мире. Поскольку дошкольный возраст является сенситивным к художественно-творческой деятельности, способствующей формированию самовыражения и самоутверждения ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций в дальнейшем».

Сказанное означает, что в педагогической науке и практике вопрос изучения проблемы развития у детей художественно-творческих способностей и их формирования начиная с раннего детства, всегда являлся актуальным.

В связи с вышесказанным возникли вопросы: «Каким должно стать содержание современной образовательной деятельности, направленной на обогащение внутреннего мира ребенка посредством развития его художественно-творческих способностей? Как научить ребенка делиться с окружающими своими впечатлениями в форме художественного творчества? Какие техники художественно-изобразительной деятельности будут доступны восприятию детей с младшего дошкольного возраста?»

Научно-теоретический подход к решению обозначенных проблем характеризуется аналитическим осмыслением литературных материалов и психолого-педагогических исследований по проблеме развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В основе идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования значимым является принцип реализации программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие.

На основе анализа практико-теоретических исследований дошкольного образования и воспитания сделан вывод об изучении специфики и путей формирования творчества в разных видах продуктивной деятельности авторами И. А. Лыковой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. Т. Кудрявцевой, Л. А Парамоновой, А. И. Савенковым, О. С. Ушаковой и другими исследователями. Полученные данные свидетельствуют о том, что в условиях целенаправленного формирования успешно развивается продуктивное творчество детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности – эмоционально насыщенной, имеющей большие возможности обогащения духовного мира ребенка, развития его творческих способностей.

Кандидат педагогических наук А. М. Вербенец отмечает, что в истории художественного образования представлены разные взгляды на цели и процесс приобщения детей к искусству, одним из которых является обогащение содержания образовательных программ дошкольного образования, апробация методик и технологий ознакомления дошкольников разных возрастов с разнообразными видами и жанрами изобразительного искусства.

В трудах Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной раскрываются различные аспекты изобразительной деятельности и пути её реализации: развитие художественно-образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения, формирование графических навыков.

На основе чего, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на активное использование искусства в образовательном процессе детского сада, на вовлечение дошкольников в диалог с искусством и поддержку их самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, как отмечает известный педагог-практик, Г. Г. Григорьева, основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить развитие творческой активности».

В своих трудах, профессор Е. А. Тупичкина указывает на положительную практику работы с дошкольниками, с использованием разных техник рисования, «содействующую повышению интереса детей к изобразительной деятельности, развитию инициативы и творческой активности ребенка при создании новых образов и идей, путем переработки имеющихся представлений и понятий».

Авторы Савенкова Л. Г., Школяр Л. В., Казакова Т. Г. продолжая эту мысль, подчеркивают, что «наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, развивают их художественно-творческие способности, является внесение элементов занимательности, целью которых становится создание устойчивой мотивации к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в нестандартном образе».

А. В. Бакушинский отмечает, что нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности, проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки.

Известный специалист в области художественно-эстетического воспитания дошкольников И. А. Лыкова отмечает, что «рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Где одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей. Оригинальное рисование позволяет раскрывать креативные возможности ребенка, почувствовать характер и настроение красок».

Обобщающий анализ программно-методического обеспечения и педагогической практики дал возможность сделать вывод, что развитие творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности может идти в различных направлениях, одним из которых является ознакомление детей с нетрадиционными (нестандартными) техниками рисования, это связано с тем, что:

во-первых, за счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает в детях фантазию и воображение, что связано с активизацией творческих способностей и с силой зрительного восприятия;

во-вторых, у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать; здесь можно сочетать различные техники (рисование мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами, элементы аппликации и создания текстурных изображений, способствующие поддержанию любых творческих решений детей, оказывая положительное влияние на развитие инициативы, воображения и творческой активности;

в-третьих, в детях закладывается самостоятельность, свободное самовыражение, развивается эстетическое восприятие художественных образов, происходит обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта;

в-четвертых, нетрадиционное рисование активно формирует эстетическую картину мира и основных элементов «Я-концепции-творца, отражение своего эмоционального состояния к данному процессу.

Сказанное, означает, что на основе деятельностного подхода можно определить путь развития художественно-творческих способностей дошкольников разными средствами художественного выражения, одним их которых является использование нетрадиционных способов рисования в образовательной деятельности.

Таким образом, учитывая требования, предъявляемые в Стандарте к реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», важность выявленной проблемы, считаем, что одним из направлений педагогической деятельности должно стать использование нетрадиционных техник рисованияв целяхразвития художественно-творческих способностейдетей дошкольного возраста, что определило актуальность нашей работы.

В контексте современной парадигмы образования представлен широкий выбор вариантов вариативных, дополнительных, альтернативных авторских программно-методических материалов. А поскольку в Стандарте подчеркивается, что в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены методики, парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. То такой программой в нашем дошкольном учреждении, стала парциальная образовательная программа «Маленькие волшебники» автора Т. А. Котляковой.

В основе Программы сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественно-творческого развития детей, посредством формирования эстетического отношения и художественных способностей дошкольников.

Для обеспечения повышенного уровня развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста, в содержание занятий включены дополнительные нетрадиционные техники, направленные на развитие воображения и фантазии в рисовании, универсальными способами и приемами изображения. Где универсальные способы обеспечивают:

-развивающее обучение дошкольников,

-интеграцию содержания образовательного процесса,

-преемственность обучения детей в разных возрастных группах,

-содействие повышению интереса детей к изобразительной деятельности,

-развитие самостоятельности, активности, воображения и творческой активности детей.

На основании чего, в основу работы была положена гипотеза: если процесс развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста будет осуществляться посредством использования нетрадиционных техник рисования, в рамках реализации парциальной программы «Маленькие волшебники», то это станет основой проявления творческой активности, самостоятельности, инициативы, стимулом развития индивидуальных художественных способностей у каждого воспитанника группы

Решение проблемы поставило цельработы : развить художественно-творческие способности детей дошкольного возраста, посредством апробации программы «Маленькие волшебники» в совместной образовательной деятельности.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определили задачи.

1. Изучить теоретические и практические вопросы использования нетрадиционных техник рисования в дошкольном учреждении, в целях развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

2. Создать условия, для активного включения детей дошкольного возраста в специально организованную изобразительную деятельность, способствующую развитию их художественно-творческих способностей.

3. Разработать и апробировать цикл непосредственно образовательной деятельности, на основе использования нетрадиционных техник рисования как средства развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Воронина Наталья Александровна воспитатель детского сада «Солнышко» МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Формирование здорового образа.

Из опыта работы воспитателя группы предшкольной подготовки по речевому развитиюИз опыта работы воспитателя группы предшкольной подготовки по речевому развитию Из опыта работы за 2018–2019 уч. г. воспитателя группы предшкольной подготовки Мбоу «Избердеевская Ншдс» Коноваловой И. И. по "Сделать.

Обобщение педагогического опыта работы Педагогическая деятельность осуществляется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 41 «Подснежник».

Описание педагогического опыта работы Патриотическое воспитание дошкольников - в условиях ФГОС. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается,.

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года-2019» Представление педагогического опыта работы на конкурс воспитатель года 2019. На белом свете множество профессий, Но воспитатель – лучшая.

Представление педагогического опыта работы. Конспект занятия «Волшебная клякса» во второй группе раннего возрастаПредставление педагогического опыта работы. Конспект занятия «Волшебная клякса» во второй группе раннего возраста Представление педагогического опыта работы. «Волшебная клякса» во второй группе раннего возраста Цель: Познакомить детей с техникой «кляксография».

Представление педагогического опыта воспитателя «LEGO — конструирование как средство всестороннего развития детей» Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Гуревичевой М. А. «LEGO».

Сообщение из опыта работы «Организация совместной работы воспитателя с детьми по изодеятельности» Важным обстоятельством, определяющим необходимость внедрения совместной формы организации изобразительной деятельности, является то, что.

Технология педагогического опыта на районном конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства — 2019» Актуальность опыта Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно.

Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Из педагогического опыта Доброго времени суток, коллеги. Я являюсь воспитателем ГПД в одной из школ Приморского района Санкт - Петербурга. У этой школы есть две.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Защита педагогического опыта работы воспитателя
Опубликовано: 26 сентября 2019 в 06:10
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Защита педагогического опыта работы воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Ломакина Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД