Анастасия Игнатьева
Организация развивающих занятий по подготовке детей к школе в практике работы педагога-психолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающих занятий по подготовке детей к школе в практике работы педагога-психолога в ДОУ.
Психологическое спроворждение согласно Федеральному государственному стандарту в дошкольном образовании направленно на создание условий для личностного развития ребенка и успешной социализации его в обществе, перехода на следующую ступень его образования.
Публикация «Организация развивающих занятий по подготовке детей к школе в практике работы педагога-психолога в ДОУ» размещена в разделах
С детьми старшего дошкольного возраста ежегодно проводится в начале учебного года диагностика на определение уровня развития познавательной и коммуникативной сферы. В результате было выявлено, что есть дети, которые имеют личностные особенности: чрезмерная тревожность, вспыльчивость, замкнутость, заниженная самооценка, недостаточное умение выстраивать эфективное общение со сверстниками и взрослыми и недостаточный уровень развития познавательной сферы (общая осведомленность, память, мышление, внимание, речь, пространственно – временное представление). С целью корректировки имеющихся затруднений, в прошлом году был разработан проект «Скоро в школу». В котором, реализуется три направления:
-работа с родителями предпологает индивидуальные групповые консультации, родительские собрания, оформление стендов с рекомендациями для родителей;
-работа с педагогами проводится в форме индивидуальных консультаций, семинаров-практикумов;
-работа с детьми организуется через групповые развивающие занятия.
И сегодня вашему вниманию представлю одно из направлений проекта - это практика организация развивающих занятий с детьми старшего дрошкольного возраста.
Цели и задачи:
Основной целью является: создание условий для развития коммуникативно-познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачами выделила:
Развивать психические функции как: непроизвольное внимание, мышление, память, общую осведомленность об окружающем, речь, воображение, восприятие детьми задания на слух;
Способствовать развитию коммуникативных навыков;
Формировать самостоятельность, инициативность, уверенность и ответственность;
Способствовать успешной социализации в обществе.
Развивающие занятия расчитаны на 1 учебный год состоит из 30 занятий, которые начинаются в октябре и заканчиваются в мае. Продолжительность занятия по рассписанию составляют 25-30 мин, проводятся один раз в неделю.
Структура занятий:
Занятие состояит из трех частей:
-оргнанизационная часть;
-основная часть;
- заключительтная.
Подробно остановимся на каждом:
1) Организационная часть.
Организационная часть включает в себя ритуал приветствия и разминку.
-Ритуал приветствия – это игры и упражнения направленные на создание хорошего настроения, развитие навыков сотрудничества, эмоциональной зарядки, создание благоприятной атмосферы.
Упражнение «Приветствие с колокольчиком».
Цель: настроить детей на доброжелательный лад.
Дети сидят полукругом. Ввзрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здраствуй, Даня мой дружок!». После этого Даня берет колокольчик и подходит и также здоровается с другим ребенком. Задача ведущего проследить, чтоб всех детей поприветствовали.
«Я сегодня вот такой…»
Цель: развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально, эмоциональная зарядка.
Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здраствуйте я сегодня вот такой» - показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: «Здраствуй (называют имя водящего)». Затем все вместе повторяют имя: «Игорь сегодня вот такой!» и как можно точно повторяют мимику и жесты водящего. И так все по кругу.
Разминка - это игры и упражнения направленные на развитие внимания, речи, навыков эфективного общения, двигательной активности.
Игра: «Бывает – не бывет»
Цель: развитие быстроты реакции, внимания.
Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно, а отбивать.
-Кошка варит кашу.
-Папа ушел на работу.
-Поезд летит по небу.
-Человек вьет гнездо
«Магнит».
Цель: развитие навыков работы в группе, реализация двигательной подвижности
Дети становятся в круг за руки. Ведущий включает музыку. Пока звучит музыка, дети могут двигаться и прыгать, не разнамая круг. Ведущий останавливает музыку и называет кого-то из участников игры по имени, например: «Юра!» этот ребенок становится «магнитом». Все должны быстро опустить руки, подбежать к Юре и встать вокруг него. Можно сказать: «Здравствуй Юра. Мы рады, что ты рядом с нами!».
Основная часть:
Основная часть занятий строится в занимательной, игровой форме и с использованием игр, упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения, активности, инициативности и самостоятельности, умения выполнять инструкцию.
Например:
Упражнение «Волшебный лес»
Цель: развитие творческого воображения, самостоятельности, активности, инициативности.
Детям даются шаблоны незаконченых предметов. Задача детей дорисовать предметы, придумать может того, чего нет, то есть превратить лес в волшебный, дается возможность в конце высказаться о своем лесе, рассказать о нем.
«Хорошее настроение»
Цель: создание общей картины хорошего настроения, представления о хорошем настроении, умения выражать свое эмоциональное состояние через краски, рисунок, развитие воображения, инициативности, самостоятельности.
Такое упражненеие лучше проводить завершением основной части.
Заключительная часть
Содержанием данной части являются игры и упражнения направленные на снятие мышечного напряжения, снижение эмоциональной нагрузки.
Упражнение «Цветок»
Цель: релаксация.
Взрослый беседует о том, как растет цветок из зернышка, постепенно, тянется к солнышку.
Дети сидят на корточках обхватив колени руками - они все семечки, из которых вырастут красивые цветы (можно под спокойную музыку).
Ведущий говорит: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпремляется. У него появляется первый листочек, выпремляем одну руку, затем появляется другой листочек, выпремляем другую руку. Мы расте медленно, и вот появляется красивый цветочек. Он вытянулся, греется на солнышке, поворачивает голову к солнышку». Взрослый это действие проделывает вместе с детьми, показывает движения. Можно упражнение повторить.
Ритуал прощания направлен на подведение итогов, передача своих эмоций и настроения.
Ритуал прощания, использую разные упражнения:
«Комплимент», «Похлопаем в ладоши, сегодня я хороший»., «Доброе животное», «Подари улыбку»., «Групповое объятие», «пожелания».
Таким образом, развивающие занятия, как одна из форм организации деятельности детей способствует успешному достижению определенных ориентиров, таких как:
Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеет подчиняться правилам;
Может выражать свои мысли и принимать чужое мнение, высказываться;
Проявляет инициативу и активность, участвует в совместных играх, упражнениях;
Может контролировать свои движения и управлять ими;
Адекватно оценивает свои возможности;
Хорошо владеет речью, умеет описывать предметы, находить логические связи, аналогии, концентрировать внимание на какой-либо деятельности, выполнять по инструкции, проявлять свое воображение и фантазию.