Наталья Литвинова
Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО
▼ Скачать
Мое выступление посвящено арт-терапии. Все мы знаем, что дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится дружить, общаться, жить в ладу с самим собой и окружающими, а также получает первые элементарные знания. Наша задача заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях. В последнее время увеличилось количество детей, имеющих речевые патологии, застенчивых детей, закомплексованных. В свою очередь, из-за речевой задержки и других проблем страдает и эмоциональный фон ребёнка. И единственный способ как-то изменить это – найти индивидуальный подход к ребёнку, желательно в момент его увлечения чем-то; найти с ним общие интересы, чтобы он мог раскрыться, показать свои эмоции, и как следствие, начать говорить и понимать окружающий мир.
Публикация «Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО» размещена в разделах
На мой взгляд, арт-терапия является наиболее приемлемой технологией коррекционно-развивающей работы с детьми. Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом в настоящее время применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. На самом деле мы все применяем приемы арт-терапии в повседневной жизни, просто не всегда знаем, что, например, сочинение какой-нибудь забавной истории для того, чтобы ребенок успокоился и уснул, является способом сказкотерапии.
Арт-терапевтические технологии помогают малышу адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, перестать стесняться, бояться чего – либо.
Основный принцип арт-терапии — одобрение творческой деятельности ребенка. Именно безоценочное отношение, безусловное принятие создают атмосферу доверия и понимания, необходимую для успешного проведения арт-терапии. Главное отличие занятий по арт-терапии от других занятий с детьми — это то, что арт-терапия не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать и играть на музыкальных инструментах, а создает пространство для самовыражения, для раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательной активности, для самопознания, дает возможность взрослым, не навязывая и не заставляя, раскрыть способности своего ребенка, помочь ребенку, опираясь на свои сильные стороны, преодолевать трудности.
Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:
• Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.
• Гармонизация эмоционального состояния детей.
• Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография).
• Раскрытие творческого потенциала.
• Развитие оригинальности мышления.
• Улучшение внимания и памяти.
• Формирование активной жизненной позиции.
• Повышение самооценки.
• Развитие коммуникативных способностей.
Преимущества арт-терапии для дошкольников.
Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику - получается достичь многих целей, а самое главное, выделить массу преимуществ.
• Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребёнок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей.
• Во-вторых, благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т. д., можно чётко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение.
• В-третьих, каждый ребёнок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймёт, что значит многое.
• В-четвёртых, дети, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе.
Видов арт-терапии множество, но я хочу вам рассказать только о некоторых, которые использую в своей работе – это игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и танцевальная терапия, куклотерапия, драматерапия, изотерапия, трудотерапия.
Игротерапия.
Во время игротерапии мы с детьми играем не только хорошо известные нам игры, но и проводим специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т. д.
Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Основные задачи игровой терапии таковы:
• облегчение психологического страдания ребенка;
• укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
• развитие способности эмоциональной саморегуляции;
• восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
• коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
• коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Сказкотерапия
Все взрослые знают, насколько важно читать детям сказки, потому что из них он может познать нормы поведения, сравнить их с чем-то, узнать о добре и зле, что такое хорошо и что такое – плохо. Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. Вместе с детьми мы придумываем новые сказки, или придумаем благополучный конец хорошо знакомой нам сказки. А так как дети очень любят сочинять, то это им приходятся по душе.
В зависимости от того, что делают персонажи рассказа, куда они попадают, как себя ведут, можно сделать вывод об общем состоянии ребенка, и в случае нахождения каких-то проблем при помощи тех же сказок помочь ему.
Например, для непослушных детей можно придумать сказки, в которых при хорошем поведении их хвалят, обнимают и т. д. Именно на это реагируют дети, потому что они хотят быть лучшими и хорошими, чувствовать к себе больше внимания. Правда, не все умеют добиваться этого внимания хорошими методами. А на примере сказочных героев, сделать это просто.
Музыкотерапия и танцевальная терапия.
Музыкотерапия и танцевальная терапия хорошо дополняют друг с друга. Все дети любят танцевать, им нравится, когда включают музыку, учат каким-то движениям. Так устроены все люди, что под определенное настроение им хочется слушать определенную музыку. Так же и у малышей.
Музыка способна помочь ребенку в следующем:
• Снять стресс. Иногда малыш напряжён, потому что на него много чего «навалилось», и да, на удивление, у детей тоже есть свои «детские проблемы». И чтобы снять этот стресс, напряжение, ему нужно помочь. Отличный способ отвлечься – это танец под веселую музыку.
• Отрегулировать отклонения в речи. Многие психологи и логопеды считают, что песни помогают малышу лучше говорить, так как задействуются клетки головного мозга, язык тренируется.
• Отрегулировать его поведение, например, когда ребёнок часто проявляет агрессию, грубит.
• Увеличить подвижность, благодаря чему улучшается общее физическое состояние.
Во время музыкотерапии мы представляем целую неизведанную и необычную для ребенка страну, где правят короли, принцессы. Воображение ребёнка создает интересные картины, ему хочется понять больше.
А самое главное - танцы и музыка помогают ребёнку отвлечься от реального мира.
Куклотерапия.
Куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Я использую данную методику при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается игра в лицах, в такой «режиссёрской игре» своя история. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребёнка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. Сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта и в конце сменяется бурными эмоциями, снятием напряжения. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным. После эмоционального напряжения наступает расслабление.
Драматерапия.
В каждом детском саду проводятся утренники. Правда, не всем малышам достаются хорошие роли, да еще к тому же многие стесняются. Именно поэтому отличным способом адаптировать ребёнка к жизни, дать ему шанс приобрести свою индивидуальность является драматерапия. Во время наших драматизаций, театральных постановках ребята могут примерять на себя различные образы, использовать свой голос, свою мимику и жесты, повторять интересные движения. Благодаря этому они становятся увереннее.
Изотерапия
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется изотерапия в настоящее время для психологической коррекции детей с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Когда мы с детьми рисуем, то символический язык рисунка точнее, чем слова передает содержание внутреннего мира личности, снимает психологическое напряжение ребенка. Ребятам особенно нравятся нетрадиционные техники рисования. Работая в нетрадиционных техниках у детей появляется положительная мотивация, такое рисование вызывает радостное настроение, восторг, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
«Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию».
(Л. С. Выготский)
Трудотерапия
Взрослые знают, что испытывая стресс или беспокойство, нужно усиленно работать. Детей с беспокойными мыслями нужно умело направлять на трудотерапию нам – взрослым. Трудотерапия – это общеукрепляющая терапия и направлена она на отвлечение мыслей ребенка от болезни, на улучшение его моторики, развитие умелости, повышение жизнедеятельности организма. Если привлекать ребенка к труду в игровой форме, то дети с удовольствием откликаются и этот труд вызывает у них только радость.
Каждый из видов арт-терапии имеет свои, узкие, методики. В целом же можно сказать, что методы всех видов арт-терапии базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга. Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их. Правое же полушарие, которое активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арт-терапевтических занятий, «полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов зажимов».
В заключении хочется сказать, что именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.