Папки-передвижки

Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО

Наталья Литвинова
Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Мое выступление посвящено арт-терапии. Все мы знаем, что дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится дружить, общаться, жить в ладу с самим собой и окружающими, а также получает первые элементарные знания. Наша задача заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях. В последнее время увеличилось количество детей, имеющих речевые патологии, застенчивых детей, закомплексованных. В свою очередь, из-за речевой задержки и других проблем страдает и эмоциональный фон ребёнка. И единственный способ как-то изменить это – найти индивидуальный подход к ребёнку, желательно в момент его увлечения чем-то; найти с ним общие интересы, чтобы он мог раскрыться, показать свои эмоции, и как следствие, начать говорить и понимать окружающий мир.

Публикация «Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО» размещена в разделах

На мой взгляд, арт-терапия является наиболее приемлемой технологией коррекционно-развивающей работы с детьми. Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом в настоящее время применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. На самом деле мы все применяем приемы арт-терапии в повседневной жизни, просто не всегда знаем, что, например, сочинение какой-нибудь забавной истории для того, чтобы ребенок успокоился и уснул, является способом сказкотерапии.

Арт-терапевтические технологии помогают малышу адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, перестать стесняться, бояться чего – либо.

Основный принцип арт-терапии — одобрение творческой деятельности ребенка. Именно безоценочное отношение, безусловное принятие создают атмосферу доверия и понимания, необходимую для успешного проведения арт-терапии. Главное отличие занятий по арт-терапии от других занятий с детьми — это то, что арт-терапия не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать и играть на музыкальных инструментах, а создает пространство для самовыражения, для раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательной активности, для самопознания, дает возможность взрослым, не навязывая и не заставляя, раскрыть способности своего ребенка, помочь ребенку, опираясь на свои сильные стороны, преодолевать трудности.

Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:

• Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.

• Гармонизация эмоционального состояния детей.

• Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография).

• Раскрытие творческого потенциала.

• Развитие оригинальности мышления.

• Улучшение внимания и памяти.

• Формирование активной жизненной позиции.

• Повышение самооценки.

• Развитие коммуникативных способностей.

Преимущества арт-терапии для дошкольников.

Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику - получается достичь многих целей, а самое главное, выделить массу преимуществ.

• Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребёнок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей.

• Во-вторых, благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т. д., можно чётко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение.

• В-третьих, каждый ребёнок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймёт, что значит многое.

• В-четвёртых, дети, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе.

Видов арт-терапии множество, но я хочу вам рассказать только о некоторых, которые использую в своей работе – это игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и танцевальная терапия, куклотерапия, драматерапия, изотерапия, трудотерапия.

Игротерапия.

Во время игротерапии мы с детьми играем не только хорошо известные нам игры, но и проводим специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т. д.

Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии таковы:

• облегчение психологического страдания ребенка;

• укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

• развитие способности эмоциональной саморегуляции;

• восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;

• коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;

• коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Сказкотерапия

Все взрослые знают, насколько важно читать детям сказки, потому что из них он может познать нормы поведения, сравнить их с чем-то, узнать о добре и зле, что такое хорошо и что такое – плохо. Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. Вместе с детьми мы придумываем новые сказки, или придумаем благополучный конец хорошо знакомой нам сказки. А так как дети очень любят сочинять, то это им приходятся по душе.

В зависимости от того, что делают персонажи рассказа, куда они попадают, как себя ведут, можно сделать вывод об общем состоянии ребенка, и в случае нахождения каких-то проблем при помощи тех же сказок помочь ему.

Например, для непослушных детей можно придумать сказки, в которых при хорошем поведении их хвалят, обнимают и т. д. Именно на это реагируют дети, потому что они хотят быть лучшими и хорошими, чувствовать к себе больше внимания. Правда, не все умеют добиваться этого внимания хорошими методами. А на примере сказочных героев, сделать это просто.

Музыкотерапия и танцевальная терапия.

Музыкотерапия и танцевальная терапия хорошо дополняют друг с друга. Все дети любят танцевать, им нравится, когда включают музыку, учат каким-то движениям. Так устроены все люди, что под определенное настроение им хочется слушать определенную музыку. Так же и у малышей.

Музыка способна помочь ребенку в следующем:

• Снять стресс. Иногда малыш напряжён, потому что на него много чего «навалилось», и да, на удивление, у детей тоже есть свои «детские проблемы». И чтобы снять этот стресс, напряжение, ему нужно помочь. Отличный способ отвлечься – это танец под веселую музыку.

• Отрегулировать отклонения в речи. Многие психологи и логопеды считают, что песни помогают малышу лучше говорить, так как задействуются клетки головного мозга, язык тренируется.

• Отрегулировать его поведение, например, когда ребёнок часто проявляет агрессию, грубит.

• Увеличить подвижность, благодаря чему улучшается общее физическое состояние.

Во время музыкотерапии мы представляем целую неизведанную и необычную для ребенка страну, где правят короли, принцессы. Воображение ребёнка создает интересные картины, ему хочется понять больше.

А самое главное - танцы и музыка помогают ребёнку отвлечься от реального мира.

Куклотерапия.

Куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Я использую данную методику при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается игра в лицах, в такой «режиссёрской игре» своя история. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребёнка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. Сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта и в конце сменяется бурными эмоциями, снятием напряжения. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным. После эмоционального напряжения наступает расслабление.

Драматерапия.

В каждом детском саду проводятся утренники. Правда, не всем малышам достаются хорошие роли, да еще к тому же многие стесняются. Именно поэтому отличным способом адаптировать ребёнка к жизни, дать ему шанс приобрести свою индивидуальность является драматерапия. Во время наших драматизаций, театральных постановках ребята могут примерять на себя различные образы, использовать свой голос, свою мимику и жесты, повторять интересные движения. Благодаря этому они становятся увереннее.

Изотерапия

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется изотерапия в настоящее время для психологической коррекции детей с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Когда мы с детьми рисуем, то символический язык рисунка точнее, чем слова передает содержание внутреннего мира личности, снимает психологическое напряжение ребенка. Ребятам особенно нравятся нетрадиционные техники рисования. Работая в нетрадиционных техниках у детей появляется положительная мотивация, такое рисование вызывает радостное настроение, восторг, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.

«Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление, двигательную координацию».

(Л. С. Выготский)

Трудотерапия

Взрослые знают, что испытывая стресс или беспокойство, нужно усиленно работать. Детей с беспокойными мыслями нужно умело направлять на трудотерапию нам – взрослым. Трудотерапия – это общеукрепляющая терапия и направлена она на отвлечение мыслей ребенка от болезни, на улучшение его моторики, развитие умелости, повышение жизнедеятельности организма. Если привлекать ребенка к труду в игровой форме, то дети с удовольствием откликаются и этот труд вызывает у них только радость.

Каждый из видов арт-терапии имеет свои, узкие, методики. В целом же можно сказать, что методы всех видов арт-терапии базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга. Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их. Правое же полушарие, которое активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арт-терапевтических занятий, «полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов зажимов».

В заключении хочется сказать, что именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование сказкотерапии с элементами театрализации в работе педагога-психолога в ДООИспользование сказкотерапии с элементами театрализации в работе педагога-психолога в ДОО Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ.

Презентация о работе педагога-психолога «Накопление положительного эмоционального опыта детьми средствами арт-терапии» В мире существует 4 стихии: вода, огонь, воздух и земля. Взаимодействие этих стихий производит всё, что окружает людей. Это относится не.

Музейная педагогика в работе педагога-психолога ДОО Музейная педагогика в работе педагога-психолога ДО. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания.

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с дошкольниками старшей группы Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога Копыловой Е. С. с дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии».

Проблема связанной речи в современной практике работы дошкольных учреждений Выстепление на педсовете на тему: "Проблема связанной речи в современной практике работы дошкольных учреждений. " из опыта работы воспитателя.

Прозрачный мольберт для кабинета психолога и арт-терапии ВидеоПрозрачный мольберт для кабинета психолога и арт-терапии Видео Напольный и настольный мольберт с оргстеклом для кабинета психолога и арт-терапии. Прекрасный дидактический материал для рисования, развития.

Рекомендации педагога-психолога для воспитателей по организации игр с водой. Значение прогулки как средства воспитания Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным.

Техника арт-терапии «Рисуем солью»Техника арт-терапии «Рисуем солью» Техника арт-терапии \"Рисуем солью\" Этой техникой я пользуюсь в работе с детьми при знакомстве, при первом общении с ребенком, она помогает.

Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Смелые котята» с элементами арт-терапии и сказкотерапииЗанятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Смелые котята» с элементами арт-терапии и сказкотерапии . ель: «Коррекция страха темноты и страшных снов». Задачи: 1. Актуализация страха 2. Осознание страха 3. Снижение уровня страха и тревожности.

Зонирование кабинета педагога-психолога ДООЗонирование кабинета педагога-психолога ДОО В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: • охрану и укрепление физического и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО
Опубликовано: 16 мая 2018 в 11:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Литвинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД