Светлана Коссе
Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы педагога-психолога МАДОУ МО г. Нягань «Д/с № 6 «Рябинка» Коссе Светланы Федоровны
«Дети разные – детский сад один»
инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ
Мировая статистика показывает, что примерно 500 миллионов человек на нашей планете - это люди с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ). Этот термин предполагает наличие психических, сенсорных или двигательных дефектов. Из общей массы выделяется 150 миллионов детей.
Публикация «Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ» размещена в разделах
Важнейшая цель, достигаемая в сфере инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями — это создание условий для успешной социализации, самореализации обучающихся на основе ориентации в мире ценностей, в себе самом и в своих возможностях, а также улучшение уровня жизни семьи.
Субъект-субъективное взаимодействие в адаптивной образовательной системе ориентировано на приспособлении ДОУ к возможностям и особенностям обучающихся, а не на приспособление ребенка к требованиям дошкольного учреждения: детский сад для всех детей, а не дети для детского сада.
Инклюзивная практика работы с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями в МАДОУ МО г. Нягань «Д/с № 6 «Рябинка» началась в 2016 году.
Мы считаем рациональным постепенное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Поэтому приняли решение об организации различных структурных подразделений в дошкольном учреждении.
• Консультативный пункт — «точечная инклюзия», когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке
• Группа кратковременного пребывания — «частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
• Группа комбинированной направленности — вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
В рамках работы консультативного пункта В МАДОУ оказывается психолого-педагогическая помощь родителям детей с ОВЗ по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста, содействие в социализации детей с особенностями в развитии и их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
В ходе консультации составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления дальнейшего обучения, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.
Перед ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка. В связи с особенностями развития дети с РАС и другими ментальными нарушениями в развитии нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, у них отсутствует интерес к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Например, с аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ подразумевает совместную работу логопеда, психолога, других специалистов, воспитателей, а также активное взаимодействие с родителями. С целью организации психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и формирования педагогической культуры родителей в нашем ДОУ был организован и проведён круглый стол для родителей детей с РАС и другими ментальными нарушениями.
Мной был представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с целью ознакомления родителей с формами и методами работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения и детьми с РАС. Презентация проходила в форме демонстрации видеофрагментов занятий. Родителям были предложены рекомендации по выбору адекватных способов взаимодействия с детьми с ОВЗ, их воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии. Целью мероприятия стало ориентирование родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком. Общение проходило в свободной непринуждённой форме и способствовало созданию атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности. С целью повышения эффективности работы проводилось изучение уровня удовлетворённости родителей организацией и содержанием работы по вопросам внедрения инклюзивного образования в ДОУ. Результаты опроса родителей свидетельствуют об их удовлетворенности работой всего педагогического коллектива в целом.
За период с 2016 года наблюдается динамика улучшения развития детей с различными нарушениями. Хочется отметить положительную динамику в развитии социально-коммуникативных навыков. Дети идут на контакт, понимают инструкцию педагога, если она излагается более детально, нуждаются в повторении инструкции, частично выполняют предложенные задания. У детей появились любимые занятия, снизилась общая и ситуативная тревожность. Практика показала, что наиболее эффективными средствами в коррекционной работе с детьми являются : индивидуальная игротерапия, психогимнастика, песочная терапия, релаксационные игры и упражнения, игры по развитию психомоторики.
После проведенной коррекционно-развивающей работы с детьми произошли динамические изменения в развитии познавательной сферы.
Оценка результатов освоения обучающимися с РАС и другими ментальными нарушениями программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с РАС и другими ментальными нарушениями программы коррекционной работы используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика (итоговая).
Поведение детей с РАС и другими ментальными нарушениями довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум, например, у детей с РАС аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, некоторых детей не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь дети с ОВЗ очень нуждается в поддержке.