Александра Депутатова
Представление педагогического опыта работы «Использование техники «оригами» для развития тонких двигательных координаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. «Особенно поразительна фантазия родной природы. Это нежность оттенков, игра контрастов. Это тонкие лепестки цветов, чудные кроны деревьев. Часто хочется перенести домой частичку природы, но, чтобы она не увядала. Конструирование из бумаги пдозволяет осуществить это желание. Работы выполненные в технике «Оригами» радуют всех окружающих, служат украшением интерьера, порождают желание узнать, как появилось в нашей жизни оригами и как влияет ииспользование технике «Оригами» для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста, а так же на правильное формирование личности, на развитие умственных способностей, творческого мышления и интеллекта. Это подчеркивает актуальность моего опыта. Развитие тонких двигательных координаций у детей взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В своей работе постоянно использую различные пособия по развитию мелкой моторики рук на занятиях с детьми (это либо пальчиковая гимнастика, либо специальные методические пособия для пальчиков рук). И когда я искала что-то новое для развития мелкой моторики детей, моё увлечение работа в технике «Оригами» подтолкнули выбрать направлением дополнительной образовательной деятельности такой вид творчества, как конструирование в технике «Оригами».
Публикация «Представление педагогического опыта работы „Использование техники „оригами“ для развития тонких двигательных координаций“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Оригами - это искусство бумажной пластики, складывание фигурок из бумаги без дополнительных предметов, таких как клей и ножницы. Данная техника складывания бумаги позволяет заинтересовать детей и вовлечь их в творческий процесс, а также развивает мелкую моторику, согласованность обеих рук, конструктивное мышление, что необходимо для подготовки детей к обучению в школе. Единственный рабочий материал в оригами — это бумага.
Занятия в технике «Оригами» вызывает у дошкольников большой интерес, вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-эстетических способностей, не стандартного мышления, творческой индивидуальности, развитие словарного запаса детей. Актуальность моего педагогического опыта – это хорошая тренировка для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста. Моторика пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме, что особенно важно для ребят, так как в школе им приходится много писать, развивает внимание, терпение, стимулирует фантазию, помогает проявить творческие способности, а так же учит уверенно управлять своим телом. Занятия с проволокой, иголкой и нитками укрепляют мышцы рук, помогают сосредоточиться во время урока, что поможет им терпеливо выполнять домашние задания.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку-дошкольнику предъявляется более высокие требования развития творческого потенциала и как следствие необходимости перехода от воспроизводящей деятельности к творческой деятельности. Поэтому задачей является заложить основы творческого потенциала реб нка и его художественного развития.
Развить нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении работы в технике «Оригами», активизация познавательной и творческой деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
Теоретическая база опыта.
В основу моего опыта положены идеи ученых в области педагогики : Программа «Детство» - Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. .Афонькин С. Ю. ,Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома» 2019г. ; Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» 2015г; Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук. 2010г. Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги» 2016г; Любина, Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2012 г. ; Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г. ; Соколова С. В. «Школа оригами»2020г. ;Сержантова Т. Б «Оригами базовые формы»2013г. ; Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка»2017г.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, при мы воспитания и обучения.
Дети проявляют большой интерес к работе в технике оригами. Удовлетворить детские познавательные интересы, совершенствовать мастерство конструирования из бумаги возможно в рамках кружковой работы. Поэтому мною была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Страна Оригами». При работе кружка по оригами мы познакомились с основным понятием, что такое оригами, с его историей возникновения, основные приемы и методы складывания в технике оригами, основные базовые формы. Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов. Дети научатся подбирать бумагу нужного цвета и нужного размера, пользоваться схемами при работе, составлять свои схемы, научатся выполнять разметку листа бумаги, различать и складывать базовые формы, выполнять различные модели.
Дети 5-6 лет еще не совсем воспринимают такие определения, как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Основная форма, которая используется в работе в технике оригами—это квадрат. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами я разработаны следующие приё мы для мотивации детей: на углах квадрата, которые будут совмещены друг с другом, рисуются геометрические фигуры. Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображен квадрат и наложить на такой же квадрат на противоположной стороне. Когда ребенок выполнит задание, для того, чтобы зафиксировать нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а большим пальчиком левой руки прогладить полученную складку. Таким способом, ребёнок осваивает приём складывания квадрата по диагонали и успешно справляется с данной задачей.
Анализ результативности.
Анализируя проделанную работу, направленную использование технике «Оригами» для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что в процессе творчества дети усвоили: знание основных способов складывания бумаги; умение складывать базовую форму по показу педагога и с помощью схем; умение складывать игрушку на основе определенной базовой формы, дополнять ее необходимыми деталями; развитие воображения. Дети также умеют организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; соблюдать правила безопасной работы при работе с инструментами; под моим руководством проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку, а также научились самостоятельно подбирать бумагу, воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности детям.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Учитывая важность проблемы по развитию тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении. Мною была разработана программа кружковой работы по обучению дошкольников работе в технике «Оригами» (дополнительная общеобразовательная программа «Страна Оригами»для детей старшей групп). Уже на первых занятиях дети столкнулись с трудностями: у детей еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требовали, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный занятий. Детям, которые быстрее справлялись с работой, предлагала помочь тем, кто слабее, а также предлагала более сложные схемы работ. Результат достигался, если ребенок на занятии занимал позицию “я хочу это сделать сам”. Здесь я ставила перед собой задачу создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу «делай как», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении поделки и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя «работу ума и работу рук», при этом я имела большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям. Изготовление поделок в технике оригами на занятиях строилось на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку. Сначала на занятиях дети выполняли работу под диктовку, а затем я постепенно вводила образцы и схемы, здесь дети учились прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формировались навыки счёта, внимание, память. К середине подготовительной группы дети уже самостоятельно работали по схемам. Дома воспитанники самостоятельно пользуются различной литературой по работе в технике оригами, изучают схемы и изготавливают поделки.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данным педагогическим опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования и дополнительного образования.
Представленный опыт может вызвать интерес у педагогов в области развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, родителей - желающих принять участие в воспитании и всестороннем развитии своих детей.
Свой материал разместила на сайтах: