Полякова Татьяна
Представление педагогического опыта «Технология экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.»
К. Е. Тимирязев
I. Актуальность и новизна.
Публикация «Представление педагогического опыта „Технология экспериментирования“» размещена в разделах
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я сделала вывод, что использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология детского экспериментирования.
Поэтому для организации развития исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, я поставила перед собой цель и задачи:
Цель - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.
Задачи:
1. формировать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки, устанавливать причинно-следственные связи, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
2. Знакомить с различными физическими свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость.
4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей, о значимости воды и воздуха в жизни человека.
5. Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий. Воспитывать в детях самостоятельность в поведении и приобретении знаний.
6. Формировать опыт применения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
II. Теоретическое обоснование.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой. По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, детям необходимо предоставить возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и появляется особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
III. Система работы.
В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Первым этапом моей работы заключается в создании развивающей предметно пространственной среды и в предварительной подготовке детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности.
- обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей, которая включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов.
- Познакомила детей с оборудованием и материалами экспериментального центра и их назначением.
- провела диагностику детей, с целью в течение года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей.
При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития, жизненный опыт. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Требования уголка экспериментирования :
- безопасность для жизни и здоровья детей
- достаточность
- доступность расположения.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта: фартуки колпачки, маски.
Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.
В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы, коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей.
Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий, в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).
Основным оборудованием в уголке являются:
- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
- Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
- Технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
- Красители: гуашь, акварельные краски и др.
Работа с детьми:
С детьми работа проводится в соответствии с циклограммой 1 раз в неделю в вечернее время, на занятиях по ознакомлению с окружающим, а также на прогулках и других режимных моментов.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала следующие методы при проведении опытов и экспериментов :
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов.
ИГРОВОЙ МЕТОД - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:
Рассказы воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей - совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Беседы - уточнения, коррекция знаний, их обобщения и систематизации.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов.
- определить текущие дидактические задачи.
- выбрать объект, с которым познакомиться заранее – и на практике, и по литературе.
- освоить технику экспериментирования, если она не знакома.
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми фиксируем результаты в рисунках, схемах.
Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, были созданы и разработаны такие проекты как: «Огород на подоконнике», «Как вырастить лук?»
Вывод
В результате организации детского экспериментирования :
- У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
- Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
- Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Работа с родителями
Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей провела анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье». Анализ анкет показал, что родители положительно относятся к экспериментам детей создают условия и принимают участие.
Провела практическую совместную экспериментальную деятельность работы родителей с детьми в форме проекта «Экспериментируем дома». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о совместных опытах. Совместно с родителями и детьми собраны разнообразные коллекции ракушек, камней, семян, гербарии и т. д. ,они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках.
Предлагала родителям консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой», рекомендовала картотеку игр и экспериментов с водой, песком, магнитом, воздухом.
Работа с педагогами
Своим опытом работы, я делилась с коллегами. Составила консультацию по всем возрастным группам «Уголок экспериментирования в детском саду». Рекомендации помогут воспитателям организовать развивающую среду, уголок экспериментирования в соответствии с требования ФГОС.
Разработала буклет: «Технология исследовательской деятельности». Провела «Мастер класс» в рамках
показ занятия с детьми тему.
При проведении смотра-конкурса «Современное групповое пространство» организовала экскурсию по группе, где представила педагогам оформления уголка экспериментирования.
На совещании при заведующем выступила с материалами из опыта работы по теме.
Считаю, что сотрудничество с педагогами определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.
IV. Результативность
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:
- У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
- Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.
- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский