Светлана Бельтюкова
Представление педагогического опыта.
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта.
Бельтюкова Светлана Анатольевна
воспитатель КГ ОУ РМ «Саранской общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями слуха.
Я, Бельтюкова Светлана Анатольевна, работаю воспитателем в Саранской общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушениями слуха.
Стаж педагогической работы-23года, из них в данной должности-19лет. Постоянно занимаюсь самообразованием, владею ИКТ.
Публикация «Представление педагогического опыта,» размещена в разделах
Прошла профессиональную переподготовку в АНО ВО «МИСАО» («Московский институт современного академического образования») с 21января по 03 апреля 2016 года по программе дополнительного профессионального образования «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение и развитие детей с нарушениями слуха в условиях ФГОС».
(обучение дистанционное)
А также повышение квалификации в ГБ ОУ ДПО (КП) С «МРИО» с 01 по 05декабря., 13 марта 2015 года по дополнительной профессиональной прграмме «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС в ДО».
Работаю по проблеме: «Развитие двигательной активности дошкольников с нарушениями слуха».
В работе с детьми дошкольного возраста с недостатками слуха большое внимание уделяю развитию их двигательной активности и двигательной самостоятельности.
Обоснование актуальности и перспективности опыта :
Актуальность выбранной педагогической идеи определяется тем, что именно в детском возрасте у дошкольников формируется нервная и костно-мышечная системы, развивается дыхательный аппарат, формируются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Одним из важнейших условий этого является формирование двигательной активности и двигательной самостоятельности неслышащих дошкольников, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающим миром, предметами. Манипулируя с предметами, ребенок познает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения. О значении двигательной активности ребенка дошкольника говорится в трудах выдающихся педагогов : Я. А. Каменского, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского, А. С Макаренко.
В последнее время отмечается значительное снижение двигательной активности у дошкольников. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Современные условия жизни не способствуют увеличению двигательной активности. А такие явления как двигательное «голодание» нередко наблюдается в дошкольных учреждениях. Мы на практике наблюдаем снижение интереса к двигательной активности детей, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх. Выделяя важность, по моему мнению, этой проблемы и проанализировав состояние физического воспитания в группе, я сформулировала следующие цели и задачи:
Целью формирования двигательной активности является рационально организованный двигательный режим с учетом дошкольного возраста, интересов, функциональных возможностей организма, индивидуальных особенностей ребенка.
Задачи:
- повысить интерес детей к разным видам двигательной активности;
-увеличить их двигательную активность;
-поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях;
- привлечь родителей к решению данных проблем.
Теоретическая база опыта.
Особую значимость при занятиях физической культурой с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха приобретает развитие координационных способностей. Отмечается недостаточно точная координация и неуверенность движений неслыщащих детей, что проявляется в замедленном овладении двигательными навыками, относительно низком уровне развития пространственной ориентации, а также в замедленном по сравнению со здоровыми детьми темпе выполнения отдельных движений и всей деятельности в целом.
По мнению многих исследователей (А. С. Самыличев, 1985; А. А. Дмитриев, 1991; Е. С. Черник, 1991; И. Н. Ляхова, 1992; В. М. Мозговой, 1993; А. В. Романенко, 1997; Я. В. Крест, 2002, самые выраженные нарушения у неслышащих детей отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии и др.
Таким образом исследователи отмечали особенности двигательной деятельности неслышащих детей, зависящие от потери слуха, недостаточной речевой деятельности, уменьшения объема информации из-за патологии слухового анализатора, от состояния развития двигательного анализатора, а также от степени функциональной активности вестибулярного анализатора.
Вместе с тем, осуществленный в этом направлении научный поиск позволил специалистам по теории и методике адаптивной физической культуры внести значительный вклад в эту проблему, раскрыть значение двигательной активности и физических упражнений для коррекции двигательной сферы детей, имеющих различную степень нарушения слуха.
Двигательная активность детей неодинакова в различные временные периоды и подвержена определенным колебаниям. Сезонная зависимость является общебиологическим явлением: в весенне- летний период она возрастает, а в осенне-зимний идет на спад. Суточные колебания связаны с режимом образовательного учреждения. Наибольшую активность ребенок проявляет во время прогулки, а также утром и вечером.
В нашей группе присутствут дети с высокой активностью. Гиперактивные дети всегда заметны. Они часто конфликтуют, поведение их неуравновешенно. Из-за чрезмерной активности они не успевают вникнуть в суть деятельности. Выбирают бег и прыжки, избегая занятий требующих высокой сосредоточенности и точности. Движения быстрые, но бесцельные. Есть мнение, что гиперактивных детей нужно сдерживать. Однако, лучшим решением будет не ограничение подвижности, а ее регулирование. Деятельность остается активной, но требует развития осмысленности, осторожности.
Дети со средней активностью. Поведение ребенка спокойное, подвижность умеренная и постоянная. Ярко выражена саморегуляция двигательной активности при наличии необходимых условий (достаточное пространство, спортивный инвентарь). Корректировка двигательного режима сложностей не вызывает.
Дети с низкой активностью. Такие ребята пассивные, быстро устают. Они предпочитают находиться в стороне, избегают активных игр. Хороший способ корректировки двигательного режима будет увеличение площади и предметное ее обогащение.
Технология опыта : Система педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Учитывая вышесказанное, я постаралась пополнить имеющийся в группе набор игрушек, пособий, оборудования, способствующих развитию двигательной активности ребенка. Разместила все это в непосредственном доступе, чтобы дети могли свободно пользоваться колясками, лошадками, мячами и т. д).
В свободное время дети под руководством педагога занимаются физкультурой: ползают по цветной дорожке, поднимаются на горку из мягкого конструктора, подлезают под дугу, на высоте вытянутой руки стараются достать птичку, колокольчик. Выполняя эти упражнения, ребенок приобретает навыки в основных движениях, а это способствует правильному развитию детского организма и формирует двигательную активность.
Словесное поощрение действий ребенка вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь движение (пройти еще раз по дорожке, перешагнуть через предметы, бросить не только синий мешочек, но и красный, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения.
После знакомства детей с разными пособиями, способами выполнения движений с этими пособиями детям предоставляется право самостоятельно выбрать движение: бросайте, что хотите (мешочки, полочки, ползите к неваляшке (на полу разложены дуги, дорожки).
Педагог должен уметь планировать и анализировать двигательный режим в течении определенного времени (день, неделя, использовать различное оборудование и пособия, выяснять причины отказа ребенка от выполнения движений, видеть признаки утомления, индивидуальные различия в двигательной активности активных и пассивных детей.
Очень важно научить детей разнообразным действиям с одной и той же игрушкой. Так ребенок должен понять, что машину можно возить быстро и медленно, нагруженной кубиками и пустой, по длинной или короткой дорожке, ее можно катать рукой или за веревочку, прокатить под воротами, скатить с горки и т. д. Такое разнообразное использование игрушки не только обогащает двигательный опыт ребенка, но и позволяет сократить до минимума число игрушек и пособий.
Я использую систему индивидуальных и групповых заданий по развитию движений: обойти кегли, пройти между ними по одному или с мишкой, куклой; отнести, принести, снять, убрать, собрать, поставить игрушку на полочку; покатать куклу в коляске и т. д. В стремлении разнообразить подвижные игры стараюсь использовать их новые варианты, что способствует развитию самостоятельности детей, формирует у них потребность в движениях. Вариативность игр обеспечивается сменой атрибутики. Например, сначала дети ползут к кегле по разным дорожкам (из двух шнуров или кеглей, затем подползают к ней под палкой; кеглю можно подвесить на ленте или положить на стул. Потом задание можно усложнить: выбрать кеглю, к которой нужно подползти, и т. д.
В реализации задач по развитию двигательной активности у детей с нарушениями слуха особое значение придаю использованию нестандартного оборудования для физкультуры, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.
Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, я постаралась вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. Дав родителям возможность сравнить два физкультурных занятия- с использованием стандартного и нестандартного оборудования, доказательно видно, насколько у детей повышается интерес к выполнению основных движений и упражнений при использовании нестандартных дорожек- брусков, дорожек- лесенок, дорожек-змеек и т. д. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует эмоциональному тонусу во время занятий. Я также использую естественное природное окружение. Во время экскурсий, прогулок, учитывая индивидуальные особенности детей, стараюсь их заинтересовать, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения (шишки, палочки).
Анализ результативности.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить положительные результаты: возрос интерес детей к разным видам движений, активизация самостоятельной двигательной активности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких спортивных результатов. Все дети в группе освоили основные виды ходьбы, бега, ползания, лазания, упражнений в равновесии, бросания, ловли и метания мячей.
Постоянный педагогический и медицинский контроль, а также медицинская помощь воспитателю в дифференцированном руководстве дали положительные результаты: дети стали более подвижными, ловкими, эмоциональными. Это – результат того, что мы осознали важность удовлетворения потребности детей в движении. Режим дня построен таким образом, чтобы физические упражнения и подвижные игры занимали большую часть дня, были разнообразными, выполнялись как индивидуально, так и совместно с другими детьми.
Таким образом, обучение детей основным движениям должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и двигательной самостоятельности. Это значит, что двигательные умения и навыки, приобретенные на занятиях, должны естественным образом использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях.
Совершенствование двигательной активности и двигательной самостоятельности осуществляется путем организации различных форм работы по физическому воспитанию детей. Это и физкультурные занятия, и подвижные игры, и физкультурные паузы, и самостоятельные физические упражнения – игры в повседневной жизни. Физкультурные досуги и праздники. Каждая из этих форм выступает самостоятельно, и вместе с тем все они связаны между собой и составляют единую систему мероприятий, дающих возможность судить об усвоении детьми учебного материала и об умении его использовать.
Адресность опыта.
Представленный опыт ориентирован на педагога дошкольного образования для детей с нарушениями слуха и их родителей; так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.
Публикации по теме:
1. «Развитие двигательной активности дошкольников в условиях школы-интерната 1-2 вида». 51-е Евсевьевские чтения. Серия: «Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. Страницы 115-119.
2. «Формирование интереса и двигательной активности на занятиях физкультурой для детей с ОВЗ». Журнал «Педагогический мир»
https://pedmir.ru/93715
3. Конспект спортивного развлечения «Веселые старты». Журнал «Педагогический мир» https://pedmir.ru/79968