Папки-передвижки

Представление инновационного педагогического опыта

Наталия Ледяйкина
Представление инновационного педагогического опыта
▼ Скачать +Заказ

Инновационный педагогический опыт воспитателя Ледяйкиной Наталии Васильевны на тему:

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Публикация «Представление инновационного педагогического опыта» размещена в разделах

Над проблемой профилактики дорожно-транспортного травматизма я работаю с 2012 года. За этот период накоплен опыт работы по теме : «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Цель – развивать познавательные способности у детей дошкольного возраста через обучение правилам дорожного движения.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить комплексный характер. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что – то новое, непосредственность часто ставят детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах и дорогах.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду я стараюсь организовать его воспитание и обучение так, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Я считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах должна проводиться систематически, постоянно, с учётом возрастных особенностей детей, она должна входить логическим элементом во все виды детской деятельности. Полученные «теоретические» знания ребёнок должен пропускать через продуктивную деятельность и затем реализовывать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Большая потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недостаточные знания об источниках опасности, а иногда и просто интерес к окружающей обстановке могут привести к печальным последствиям.

Положительная эффективность данного опыта у детей дошкольного возраста по формированию навыков познавательного развития посредством ознакомления с правилами дорожного движения может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения.

Наблюдая за поведением детей и беседуя с ними, я пришла к выводу, что детям необходимы дополнительные занятия по теме: «Формирование у детей навыков познавательного развития дошкольного возраста через обучение правилам дорожного движения».

Теоретическая база опыта.

Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.

Все комплексные программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде.

В своей работе я использую учебно – методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). В ней есть раздел – «Ребенок на улицах города». Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе, на улицах и дорогах.

В своем опыте я успешно реализую программу в таких детских видах познавательной деятельности, как игра, продуктивная деятельность, речевое развитие, физкультурно-оздоровительное и др.

Система представления детей о безопасном поведении на улицах и дорогах обеспечат занятия, экскурсии.

Использование художественной литературы, я считаю, может помочь осознанию полученных представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах.

Список литературы, который можно использовать в работе по изучению правил дорожной безопасности:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб. : «Детство – Пресс», 2009.

2. Вдовиченко А. А. Ребенок на улице. – СПб. : «Детство – Пресс», 2010.

3. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб. : «Детство – Пресс», 2010.

4. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

5. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М. : ТЦ Сфера, 2002.

6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой В. В, – М. : Просвещение, 2012.

7. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика-Синтез, 2015

8. Романова Е. А. Занятия по правилам дорожного движения. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Мозаика – Синтез, 2009.

11. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М. : Педагогическое общество Росс.

Художественная литература:

1. Бедарев О. «Азбука безопасности»;

2. Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;

3. Волкова С. «Про правила дорожного движения»;

4. Домоховский А. «Чудесный островок»;

5. Житков Б. «Светофор»;

6. Иришин В. «Прогулка по городу»;

7. Клименко В. «Происшествия с игрушками»;

8. Кожевников В. «Светофор»;

9. Кончаловская Н. «Самокат»;

10. Мигунова И. «Друг светофор»;

11. Михалков С. «Дядя Степа»;

12. Михалков С. «Моя улица»;

13. Михалков С. «Три чудесных цвета»;

14. Михалков С. «Скверная история»;

15. Обойщиков К. «Светофорик»;

16. Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

17. Хурманек Д. «Перекресток».

Интернет-ресурсы:

1. Смешарики. Азбука безопасности. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 от 01.12.2014

2. Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL254DE7A0A528B721 от 01.12.2014

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Основной целью опыта является формирование у детей у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи:

- обучение дошкольников первоначальным знаниям о правилах безопасного поведения на улице и дороге через ознакомление с правилами дорожного движения;

- формирование у детей бдительного восприятия окружающей обстановки;

- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Работа с детьми строилась на основе комплексной диагностики, включающей определение уровня знаний детей о правилах дорожного движения.

Работа с детьми проводится и в проектной деятельности, что позволяет активизировать познавательную активность детей. Разработала мини-проекты «Наш город» и «Светофор», проект на тему: «В стране дорожных знаков», диагностику знаний детей по данному направлению, создала предметно-развивающую среду в группе.

Разработала и составила учебно-методическое пособие в играх, занятиях и задачах «Дидактические игры по правилам дорожного движения для дошкольников».

Для выявления знаний о правилах перехода через проезжую часть использовалась беседа по сюжетной картине с проблемной ситуацией на дороге.

Знания детей о дорожных знаках проверялись с помощью методики «Исключи лишнее» (рекомендовано Т. Г. Хромцовой).

Критериями оценки знаний стали следующие показатели:

- объем и полнота знаний о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах;

- точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Работа с детьми.

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице проводились в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят. Эта работа требует четкого отбора необходимого наглядного игрового материала

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, я давала, представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др., через наблюдения на экскурсиях, через беседы («Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается», «О правилах дорожного движения», через разучивание стихотворений («Милиционер» А. Дмоховский, «Светофор» С. Михалков, через чтение рассказов («Автомобиль» Н. Носов, «Заборчик вдоль тротуара» Л. Гальперштейн).

На занятиях по развитию элементарных математических представлений я давала такие понятия, как «левая, правая сторона», то есть ориентировали в окружающем пространстве; привлекала детей к составлению планов, схем участка, дороги (например, «В гости к Смешарику»)

На занятиях по изобразительной деятельности дети учились рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей (например, «Улица города», «На нашей улице»).

На занятиях по трудовому воспитанию мы с детьми изготавливали атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, флажки, макеты домов и др. атрибутика) (например, «Эти дорожные знаки»).

На занятиях по конструированию, я формировала у детей интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружали различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта, учила планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомила с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учила создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу (например, «Светофор», «В два ряда стоят дома»).

На физкультурных занятиях я продолжала развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;

На музыкальных занятиях дети принимали активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Нами в группе создан уголок безопасности дорожного движения, так как знания детей будут эффективными, если теория связана с практикой. Дети знакомились с такими понятиями как «многополосное движение», «островок безопасности» и др. Совместно с детьми, изготовлен макет улицы, где обозначен перекресток, дома, светофор, дорожные знаки. Используя макет, мы знакомили детей с такими темами как: «Дорожные знаки», «Светофор», «Транспорт» и др. Были подобраны дидактические игры (например, «Улица, на которой расположен детский сад», «Автоинспектор и водители», «Пешеходы и водители», настольные игры (например, «Крутые гонки», «Законы улиц и дорог», «Правила дорожного движения») по изучению детьми правил дорожного движения. В детском саду имеется комната по ПДД, где есть напольный макет дороги, светофоры на аккумуляторах, напольные дорожные знаки, красочные плакаты, жилеты для дидактических игр. Детям очень нравится когда мы ходим в эту комнату. Для детей мы организовывали сюжетно-ролевые игры, где дошкольники на практике показывали свои знания (например, «Автобус», «Дорога», «Милиционер – регулировщик» и др.).

При обучении детей правилам дорожного движения я использовала игры и упражнения, логически связанные с темой занятий и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку. В качестве гимнастики для глаз я использовала на занятиях игру «Где остановка?». Эта игра позволяет снять зрительное напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. Также тренируется внимание и способность детей длительно удержать в сознании зрительный образ. Для профилактики близорукости использовалась физкультминутка «Мы – водители».

Работа с родителями

Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

В ходе совместной деятельности я знакомила родителей с работой, которую проводила в группе (показ открытых занятий, развлечений, досугов, рассказывала об успехах детей в освоении правил поведения на улице, в транспорте и вблизи дорог. Через наглядную агитацию, родительские собрания (например, «Безопасность детей на улицах города», «Учим с детьми», консультации (например, «Ваш ребенок ходит в детский сад», «Научись сам и научи ребенка»). Спортивные праздники, (например, «Приключения в стране «Светофория», «Путешествие по городу дорожных знаков», конкурсы (например, «Правила дорожного движения»). Необходимо привлекать родителей к проблеме безопасности дорожного движения, указывать ее значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.

Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа, проделанная мною, дала определенный результат. Большое число детей группы имеют необходимые знания о правила перехода через улицу и некоторые сведения о дорожных знаках.

Анализ результативности.

Подводя итоги моей работы, можно отметить что, более половины детей показали высокий уровень знаний о том, где и как можно безопасно переходить улицу. При этом доказывали, что действовать надо именно так, а не иначе, называли все возможные способы перехода через дорогу: по «зебре», по сигналу светофора, через подземный и надземный переходы. Все дети знают о сигналах светофора. Большинство детей правильно выбрали запрещающий знак, объяснили, что он обозначает. Диагностика знаний по ознакомлению детей с правилами дорожного движения показывает положительные результаты. Высокий уровень знаний детей в 2014-2015 учебном году составил 64%, а в 2015-2016 учебном году – 93%.

Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что проделанная работа, дала определенный результат. Большое число детей средней группы имеют необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения о дорожных знаках.

В декабре провела открытое занятие на тему «Мы- пешеходы», где дети показали знания, полученные в ходе работы.

Дети научились: адекватно вести себя в опасных ситуациях;

действовать по сигналу светофора;

различать и называть дорожные знаки;

правильно вести себя на дорогах и в автотранспорте;

дети знают, где и как переходить проезжую часть дороги.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Средний дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития.

Дети этого возраста уже имеют представления о хороших и плохих поступках и могут отличить ситуацию, в которой им будет что-либо угрожать а так же должны иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуацию, в которых произошли какие-либо изменения или осталось все неизмененным.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Благодаря ему формируется интуиция. Воображение – это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знания.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата.

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Информационная карта инновационного опыта педагога дополнительного образования ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА I. Общие сведения Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом.

Описание педагогического опыта 1. Данные о носителе опыта • ФИО: Баранова Людмила Васильевна • Год рождения: 1979 г. • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Представление педагогического опыта по использованию мордовских народных и других видов игр Опыт работы по использованию мордовских народных и различных видов игр, разработанных с учетом мордовской национальной культуры, как средство.

Представление педагогического опыта Я, Доценко Ирина Олеговна воспитатель МБДОУДСКВ № 24 п. Советский МО Ейский район, хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы! Педагогическое.

Представление педагогического опыта. Представление педагогического опыта. Бельтюкова Светлана Анатольевна воспитатель КГ ОУ РМ «Саранской общеобразовательной школы-интерната.

Представление педагогического опыта. Проект «Дошкольник и книга» ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Я – педагог – мастер» Исаковой Елены Сергеевны Воспитателя МБДОУ №2 На тему «Дошкольник и книга».

Представление педагогического опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Актуальность и перспективность опыта Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Нет.

Представление педагогического опыта работы «Реализация национально — регионального компонента в детском саду» 1. Актуальность и перспективность опыта Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного.

Представление педагогического опыта работы на аттестацию. Первая категория Объяснительная записка Представления педагогического опыта работы. Слайд 1: Я, Толмачева Маргарита Александровна работаю в МБДОУ «Ермаковский.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Представление инновационного педагогического опыта
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 18:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление инновационного педагогического опыта» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Ледяйкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД