Екатерина Мишкина
Представление педагогического опыта «Использование метода Су-Джок терапии для коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ОПЫТА. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"
В. А. Сухомлинский
Опыт был разработан в силу особой актуальности проблемы укрепления здоровья детей. Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является правильная речь. Имея развитую, грамотную речь, ребёнок легко общается со сверстниками и взрослыми. Возрастают его возможности в познании окружающего мира, совершенствуется умственное и психофизическое развитие. Но не все дети являются обладателями такой речи.
Публикация «Представление педагогического опыта „Использование метода Су-Джок терапии для коррекции речевых нарушений у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Работая на логопедической группе для детей с ОНР, я пришла к выводу, что за последнее время увеличилось количество детей с тяжёлыми нарушениями речи. (ТНР) Изменился и сам характер речевых патологий. Часто он имеет комбинированную форму. У детей с речевыми нарушениями отстаё т и развитие высших психических функций: снижен объём памяти, устойчивость и концентрация внимания, эмоционально – волевая сфера, состояние общей и мелкой моторики. Движения детей с общим недоразвитием речи отличаются неловкостью, плохой координацией, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.
Применяя в работе с детьми с ТНР традиционные коррекционные методы и приёмы, мы пришли к выводу, что для достижения положительных результатов этого не достаточно. Процесс обучения ребёнка с речевыми нарушениями требует длительного времени. Поэтому возникает необходимость в комплексном преодолении ТНР, наряду с традиционными методами и приёмами использовать нетрадиционные технологии, которые оказывают дополнительное стимулирование речевых зон коры головного мозга.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, один из них -это Су – Джок терапия.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.
Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
Основателем Су – Джок терапии является профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву. В переводе с корейского «Су» - кисть, «Джок» - стопа.
В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.
И кисти, и стопы являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, «как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела».
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Определив нужные точки в системах можно развивать и речевую сферу ребёнка.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Работа с детьми с ТНР должна быть динамичной, эмоционально приятной, не утомительной и разнообразной. Основными средствами Су – Джок терапии, которые я использую в своей работе являются: массажный шарик – Су – Джок и два металлических кольца.
Основным методом Су-Джок терапии является массаж, который позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
• Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, по пальчикам, по тыльной стороне ладони, дети массируют мышцы рук.
• Массаж пальцев эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надевается на палец и проводится массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется помощью «Шарика», а также во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами, пробками.
В своей работе я использую следующие направления работы с применением метода «Су-джок» терапии :
-Выполнении пальчиковой гимнастики; проговаривание текста с одновременными движениями массажным шариком или кольцом. Например, упражнение: «Мальчик – пальчик, где ты был?»
- Развитии фонематического восприятия; «Синий шар кати, согласный звук мне назови»
- Выполнении дыхательных и голосовых упражнений; «Звуки гласные поём с красным шариком вдвоём». Ребёнок на выдохе пропевает гласные звуки, одновременно прокатывая шарик по звуковым волнам.
- Автоматизации и дифференциации звуков; «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) повтори». Проговаривание различных стишков, чистоговорок, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами.
- Развитии лексико-грамматических категорий (совершенствовании навыков употребления предлогов); «Шар лови, пять овощей назови», «Расскажи, где шарик».
- Выполнении звукобуквенного анализа слов; «Шар лови и шар бросай из звуков слово составляй» : называем ребё нку звуки: Р, А, К и катим шарик. Ребёнок ловит шарик, называет слово и прокатывает шарик обратно.
- Развитии слоговой структуры слов: «Сожми шарик столько раз, сколько слогов в слове».
- Развитии связной речи; «Шарик по руке катай – предложения составляй» - дети составляют предложения по своим картинкам, одновременно выполняя движения шариком.
- Развитии психических процессов, пространственной ориентации.
«Пружинку по пальчику катай – какой картинки не стало - называй».
«Глазки закрывай, на каком пальце колечко – отгадай».
В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяем в комплексе со следующими методами и приемами :
› 1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су-джок шарик.
› 2. Словесные приемы. Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки, чистоговорки
› 3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения.
› 4. Наглядные приемы. Схемы. Видеоматериалы. Иллюстрации.
› 5. Практические действия. Массаж кистей, стоп и пальцев.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
› На фоне комплексной коррекционной помощи «Су-джок терапия» оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. В результате у детей были заметны улучшения в развитии речи, познавательных процессов, эмоциональной и опорно-двигательной сферы детей.
› Эффект применения «Су-джок терапии» зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности «Су-джок терапии» содействуют созданию условий для речевого и интеллектуального развития.
ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО ОПЫТА
Предполагаемые трудности :
-возможное нежелание детей выполнять знакомые упражнения с использованием массажных шариков Су – Джок;
-возможная дезорганизация совместной образовательной деятельности с детьми из- за частных падений шариков, их «колючести».
АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА
Вышеизложенные факты доказывают целесообразность и актуальность метода «Су-джок терапии» для речевого, физического и интеллектуального развития, реализация которого не только позволила бы решить задачи речевого,физического и интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста с ТНР, но и способствовала бы их успешной адаптации в речевой среде своих сверстников, не имеющих ТНР.