Ольга Панина
Представление педагогического опыта «Формирование у младших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю над инновационным проектом «Формирование у младших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» с 2011 года.
Детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Представление педагогического опыта „Формирование у младших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности“» размещена в разделах
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, обогащенностью жилища людей техникой. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом различных угроз.
Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая идея опыта состоит в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе, с другими людьми.
Опыт работы предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, инспекторами пожарной безопасности в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков основ безопасности жизнедеятельности.
Теоретическая база опыта.
1. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
2. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице.
3. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения.
4. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.
5. Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности.
Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики и психологии. В работе педагог опирается на основные принципы и методы в педагогике. Была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л. Н., Балакшина ТА, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Данный педагогический опыт осуществлялся в течение 3 лет на базе структурного подразделения «Центр развития ребенка- детский сад №14». Целью педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.
Диапазон опыта охватывает систему работы по обучению дошкольников правилам безопасности жизнедеятельности и освоению безопасного поведения. Работа по формированию основ здорового образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях ставится во главу угла. Данная деятельность состоит из трех этапов:1 этап – понятийный.
Основная задача данного этапа - формирование представлений о составляющих здоровья, о том, что полезно, а что вредно для него. На занятиях, в беседах формируются у детей представления о строении человеческого организма, условиях для нормального его функционирования. В играх закрепляются знания, полученные в организованных видах деятельности. Создаются уголки “Советы доктора Пилюлькина”, “Зеленая аптека”, “Уголки безопасности”.
2 этап– практический.
На данном этапе закрепляются знания детей по ОБЖ, совершенствуются практические умения действовать в определенных ситуациях. Для этого проводятся праздники: “Чистюля”, “Путешествие в страну здоровья” с элементами основ безопасности жизнедеятельности и другие.
3-ий этап – этап совместных дел.
Данный этап предполагает участие детей, а также их родителей. Основной задачей является вовлечение всех участников в мероприятие, закрепление социальных позиций детей и взрослых. Один раз в год проводится Неделя безопасности (май).
Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности осуществляется в системе. Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются и дополняются. НОД, прогулки, экскурсии, наблюдения проводятся в соответствии с учетом возраста детей. Для закрепления знаний проводятся беседы, подвижные и дидактические игры, чтение художественной литературы, настольные игры.
Анализ результативности.
В результате проделанной работы модно сделать следующие выводы: дети выведены на более высокий уровень познавательной активности, сформированна уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах. В процессе диагностического обследования уровня сформированости основ безопасности жизнедеятельности были взяты такие показатели как:
• психологическая устойчивость детей;
• сформированость представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;
• умение регулировать свои поведенческие реакции;
• умение находить выход из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
• умение предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированости представлений безопасного поведения. После проведенного анкетирования родителей, был получен следующий результат: 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме, 90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей, 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону, 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей. Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В работе над данной темой на начальных этапах я испытывала трудности с наглядным материалом (недостаточное финансирование, которые решились с открытием комнаты «Безопасности» в детском саду.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Предлагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо в обязательном порядке внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.
Наглядное приложение
- Обустройство уголка «безопасности» в групповой комнате.
- Обустройство комнаты «Безопасности».
- Дополнительное образование «Азбука безопасности» по формированию у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.
-Диагностические карты.
-Блок дидактических игр по ОБЖ.
-Праздники и развлечения (конспекты).
-Консультации для родителей по направлению.