Получи документы

Ролевая игра — ведущая деятельность дошкольников

Лушникова Марина Валентиновна
Ролевая игра — ведущая деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема опыта: Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников.

Актуальность.

1. Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника. 1-2

1.1 Научно – теоритическое обоснование значения сюжетно – ролевой игры для развития ребенка. 3-5

2. Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры. 6

3. Организация работы по использованию сюжетно – ролевых игр в формировании гармонически развитой активной личности. 7-8

Заключение 9

Список литературы

Приложения

Актуальность.

Публикация «Ролевая игра — ведущая деятельность дошкольников» размещена в разделах

Только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда играет.

Ф. Шиллер

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Сюжетно – ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущей деятельностью, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка.

Она является потребностью растущего организма. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности. Для детей игра представляет особую важность. Принято называть ее «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; во время игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления; игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка; игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности. Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина, ролевая игра является «выражением возрастающей связи ребенка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста». В игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берут на себя дети. Роль является основной единицей развитой формы игры, а игровое действие является способом осуществления роли.

На сегодняшний момент нередко приходится задаваться вопросом: почему дети к концу дошкольного детства не играют или играют плохо? Разрешение данного вопроса будет способствовать принципиально новому подходу к образованию, воспитанию дошкольников.

Наши дошкольники к сожалению, проводят много времени у экранов телевизоров, поэтому лучше знакомы с жизнью иностранных героев и предпочитают брать на себя их роли, а не производственные или профессиональные (врача, повара, учителя). Существует и еще проблема в интеллектуальной загруженности детей. Ориентируясь на запросы родителей, дошкольные учреждения уделяют основное внимание серьезной подготовке к школе. Большое количество занятий практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игры, и особенно для сюжетно - ролевой игры. Ведь полноценная сюжетно - ролевая игра требует много времени, а его - то у ребят и нет.

Начиная работать в младшей разновозрастной группе (3–5л.) я обратила внимание на то, что дети мало проявляют интерес к сюжетно – ролевым играм. Известно, что в игре активно работаю все психические процессы: мышление, воображение, память, а также усиливаются эмоциональные и волевые проявления; развивается речь, интеллект то есть формируются и развиваются все стороны личности ребенка. Исходя из этого, я выбрала направление своей работы – проводить познавательно – развивающую работу с детьми с целью развития внимания, памяти, воображения, дисциплинированности, ловкости; усвоению общественного опыта.

Сюжетно – ролевые игры привлекают меня тем, что они помогают сплотить детский коллектив, вовлечь в активную деятельность застенчивых и робких. В ролевых играх воспитывается дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, коммуникативность ребенка.

Таким образом, осуществляя работу по использованию сюжетно – ролевых игр, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучение теоретической и практической базы опыта работы.

2. Способствовать развитию познавательной деятельности детей накоплению представлений об окружающей жизни, овладению игровыми приемами, воспитанию уважительного отношения к труду взрослых.

3. Создание предметно – развивающей среды, картотеки сюжетно – ролевых игр.

4. Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми.

1. Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников.

1.1 Научно – теоритическое обоснование значения сюжетно – ролевой игры для развития ребенка.

Игра – непродуктивный вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых-философов, социологов, историков культуры (Гайнца Либшера, Георга Клауса, К. Г. Юсупова, В. И. Истомина, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является одной из важнейших особенностью. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно – ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Игровая деятельность влияет н формирование всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, как в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом условном пространстве. Предмет – заместитель становится опорой для мышления. Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием, с формированием его интересов. Игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение в развитии воображения и творчества. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих или любимых персонажей; дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы, что способствует развитию творческого воображения.

Игра оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ним свои действия. Между речью и игрой существует двустороння связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.

Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Общение детей со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

В игре складываются и другие виды деятельности ребёнка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков, лепка предметов вплетается в ход игры.

Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольники начинают учиться играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношениям к труду, к людям.

По мнению А. П. Усовой, С. Н. Карповой, Л. Г. Лысюк, реальные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. В сюжетно – ролевой игре моральные и нравственные нормы поведения открываются ребенку в процессе моделирования социальных отношений путем проигрывания ролей.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада.

2. Создание условий для развития сюжетно – ролевой игры.

Сюжетно – ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста, но игра не возникает сама по себе. Для этого необходимо создать условия. Эту работу я начала с подборки литературы по данной теме, оформила консультации и папки – раскладушки для родителей, консультации для педагогов, затем перешла к построению предметно – развивающей среды.

В качестве методической литературы использую: Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников», Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Краснощекова Н. В. «Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников», Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре», методические разработки из интернета.

Особое значение придается не только взаимодействию с партнером – взрослым н и предметно – развивающей среде.

В группе имеются зоны ролевых игр :

«Магазин» - он включает в себя разные отделы: промтовары, одежда, продукты, овощи – фрукты, игрушки, посуда, книги, продуктовые сумки, кассовый аппарат и деньги.

«Больница» - она включают в себя разные инструменты, лекарства, карточки для больных.

«Парикмахерская» - включают в себя разные инструменты, альбом разных причесок, косметические средства.

Во всех этих зонах имеется специальная одежда для труда.

«Дом» - включает в себя бытовые приборы, мебель, кукол, одежду, посуду.

Имеются также зоны: «Школа», «библиотека», зона театрализованных игр, зона для мальчиков, где есть машины, разные вида конструктора.

С помощью родителей пополняю развивающую среду: постоянно обновляется продукция в магазине, лекарства и косметические средства в больнице и парикмахерской; с помощью родителей была изготовлена спецодежда; добавлены инструменты; изготовлена кровать и пастельные принадлежности для кукол, мною был сделан кассовый аппарат деньги и разные таблицы.

Добавление новых атрибутов в игру позволяет мне активизировать игровую деятельность, развивать интерес к игре, закреплять полученные знания и умения, формировать дружеские отношения.

3. Организация работы по использованию сюжетно – ролевых игр в формировании гармонически развитой активной личности.

Решение задач по развитию игровой деятельности у детей осуществляется мною при организации сюжетно – ролевых игр, различных занятий с элементами игры или в игровой форме, проведении экскурсий, встреч с интересными людьми, бесед, включение дидактических и настольных игр, в процессе работ с родителями и педагогами.

В младшей группе строила занятие в форме игры или использовала элементы игры. С детьми младшей группы проводила занятие по развитию речи в форме игры «Кафе – мороженное», на котором дети превращали группу в кафе и осваивали речевой этикет. Ходили на экскурсию магазин, на почту. Знакомились с работниками детского сада: ходили в гости на кухню, в прачечную. На занятии встречались с интересным человеком «младшим воспитателем» группы, который рассказал о своей работе и своих «помощниках» (инструментах). В средней группе на занятии развитие речи путешествовали по сказкам, где вместе с ежиком помогали героям сказок. На математике использовала математический театр. В свободное от занятий время проводила беседы, рассматривали картины с разными профессиями, играли в сюжетно ролевые игры (проводили совет докторов, делали модные прически, ходили за продуктами и др.); играли в настольно-печатные игры «магазин», «профессии». Проводила утренники с элементами ролевой игры : новогодний утренник по сказке «Заюшкина избушка» и восьмое марта «как ежик поздравлял маму» роли в основном играли дети. В старшей группе мы встречались с интересными людьми: к нам приходил продавец магазина «Муш», работники детского сада: медсестра и завхоз, ходили на экскурсию в библиотеку, школу, на завод, в магазин. В подготовительной группе было проведено открытое познавательное занятие с элементами ролевой игры «Разные профессии» и по математике «Путешествие на луну».

Мною был разработан и защищен на курсах повышения квалификации краткосрочный проект «Обогащение сюжетно-ролевой игры через использование познавательно-исследовательской деятельности (ознакомление с профессиями взрослых) с помощью родителей был оформлен альбом профессии мамы и папы, дети стали больше играть в сюжетно-ролевые игры, повысился уровень знаний о профессии родителей, о разнообразии профессий, инструментах и орудиях труда.

Свою работу по развитию сюжетно-ролевой игры осуществляю и в процессе работы с родителями и педагогами.

Для родителей была оформлена папка-раскладушка «Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника». Консультация в информационный уголок «От развивающей среды – к гармоничным детско-родительским отношениям», были проведены родительские собрания: «Сюжетно-ролевая игра в семейном воспитании. Изготовление предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр» (форма проведения – собрание практикум, где была проведена консультация по руководству играми в семье, родителями было выполнено практическое задание по изготовлению предметов заместителей, выступление детей и родители поделились опытом, как играют дома в сюжетно-ролевые игры. «Развитие познавательных интересов детей через ознакомление с профессии взрослых» на собрании была проведена консультация «Развитие детского интеллекта» проведена имитационная игра, где родители выступали в роли детей – были журналистами, и была выпущена газета «Профессионал» о профессиях взрослых и выступление детей. Для педагогов были проведены консультации на педсовете и педагогическом часе.

Собрана картотека сюжетно-ролевых игр.

В перспективе работы запланировано родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевая игра в экологическом воспитании дошкольников», на котором будет представлено занятие в форме игры, предложена консультация «Сюжетно - ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» и для педагогов проведение деловой игры «Колобок»

Заключение

Таким образом, ведя работу по развитию сюжетно-ролевых игр в целях формирования личности ребенка, развиваю те качества, которые необходимы в будущей жизни: инициативность, творческая активность, умение принимать решение, находить выход из конфликтных ситуаций, познавательный интерес, умение вести диалог.

Проводя диагностические обследования, я отмечаю у детей стремление к проявлению инициативы, самостоятельности, развитию познавательных интересов, воображения, умение организовать игру самостоятельно, умение договариваться.

Результаты диагностики

группа Высокий уровень % Средний уровень % Низкий уровень %

средняя 30 50 20

старшая 40 60 -

Работая по данной теме, пришла к выводу, что ролевая игра ведущая деятельность дошкольного возраста. Именно в ней складываются и развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Дошкольный период – это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не выполнить взрослому человеку.

Список литературы

1. А. А. Смоленцева, Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1987. – 97 с. : ил.

2. Е. В. Зворыгина, Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1988. – 96 с. : ил.

3. Д. В. Менджерицкая, Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1982. – 128 с., ил.

4. Н. В. Краснощекова, Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников : целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011. – 205 с. : ил. – (Школа развития).

5. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова, Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 128 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 6-7 лет в дет. Саду Т. Н. Доронова, ТИ. Гризик, В. В. Гербова и др., сост. Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1997.–224 с.

Публикации по теме:

Сценарий конкурса педагогического мастерства «Педагог года детского дома» «Сценарий конкурса педагогического мастерства «Педагог года детского дома» Из – за шторы раздаётся: Стоит домик – теремок, Он не низок,.

Фотоотчёт «Наш конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» (часть первая).Фотоотчёт «Наш конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» (часть первая). В начале декабря в нашем детском саду стартовал конкурс педагогического мастерства "Педагогическая документация - лицо педагога". Единственной.

Фотоотчёт «Наш конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» (часть вторая)Фотоотчёт «Наш конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» (часть вторая) Следующей номинацией нашего конкурса педагогического мастерства "Педагогическая документация - лицо педагога" была "Документация специалиста.

Конкурс — один из путей повышения педагогического мастерства Одна из главных задач современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно –образовательной работы, создание условий.

Педагогический совет — школа педагогического мастерства педагогов ДОУ Нельзя научить человека на всю жизнь. Его надо научить учиться всю жизнь! 1. Педагогический совет — коллегиальная форма управления В дошкольном.

Педсовет. «Аукцион педагогического мастерства»Педсовет. «Аукцион педагогического мастерства» Задачи: 1. повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации; 2. выявление и.

План по самообразованию воспитателя ДОУ. Формирование основ педагогического мастерства План по самообразованию воспитателя МБДОУ-детский сад "Радуга" младшей группы "Солнышко" р. п. Лысые Горы Саратовской области Ваниной Юлии.

Положение о проведении недели педагогического мастерства. В помощь педагогам ДОУ (Печоро-Илычский заповедник) 1. Цель конкурса: Активация и раскрытие творческого потенциала педагогов ДОУ. 2. Задачи. - поддержка творчески.

Сценарий конкурса педагогического мастерства «Лучший воспитатель ДОУ» Звучит музыка (гимн детского сада, гости и жюри проходят в зал и рассаживаются. Звучит музыка А. Рыбникова «Усатый нянь» Ведущий: Добрый.

Эстафета педагогического мастерства по итогам методической недели в ДОУ «Новый год у ворот»Эстафета педагогического мастерства по итогам методической недели в ДОУ «Новый год у ворот» Есть поговорка: "Как Новый год встретишь - так его и проведешь!". Коллектив нашего дошкольного учреждения встретил Новый год творчески,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ролевая игра — ведущая деятельность дошкольников
Опубликовано: 29 января 2016 в 19:53
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ролевая игра — ведущая деятельность дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лушникова Марина Валентиновна (УИ 21565) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД