Наталья Макушкина
Представление педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Макушкиной Н. И. ,
воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения городского округа Саранск
«Детский сад №1»
При работе с детьми большое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Публикация «Представление педагогического опыта» размещена в разделах
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Задачи:
-знакомить детей с историей, традициями мордовского народа;
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
-формировать чувство национального достоинства.
Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Моя работа по данному направлению строится на основе регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», программы по ознакомлению детей с мордовской культурой «Валдоня», так же использую учебно-методические пособия О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
«Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшина, «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинская.
Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А. С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Ведущая педагогическая идея заключается в формировании у детей чувства сопричастности к семейным традициям, через знакомство с историей, культурой и природой Мордовии, достижениями спортсменов республики, подвигами героев-земляков; в воспитании чувства гордости за свою Родину; психолого-педагогическом просвещении родителей; развитии сотрудничества между родительской общественностью и детским садом; повышении воспитательного воздействия семьи.
В своей работе по патриотическому воспитанию детей использую разные виды формы и виды деятельности, что позволяет детям обучаться не навязчиво и интересно. Знакомлю детей с историей, бытом и фольклором русского и мордовского народов. В своей работе я выделила следующие приоритеты:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Знакомство с достопримечательностями города.
3. Знакомство с русскими и мордовскими народными играми.
4. Знакомство с народным искусством.
5. Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.
Для реализации поставленныхцелей использую такие формы работы, как экскурсии, НООД, беседы, игры, развлечения, фольклор.
В нашем детском саду функционирует мини - музей «Мордовская изба». Это комната, где собраны предметы старинного народного быта. Многие занятия по ознакомлению с народным творчеством мы, естественно, проводим в избе.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой Родины. Вместе с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре мы проводим такие праздники и развлечения, как «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха». Многие праздники проводим совместно с родителями, что способствует сплочению детского и родительского коллектива.
Живой интерес вызвали у детей мордовские сказки и народные игры.
В рамках проблемы по патриотическому воспитанию старших дошкольников мною был разработан и реализован проект «Мой край родной», а так же ведется кружковая работа «Варманя» по ознакомлению с мордовским (мокша) языком.
Анализ результативности.
Опыт работы, который я накопила, показывает, что проводимая работа позволяет детям с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух, знать историю своей малой родины.
Анализ результатов мониторинга качеств патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста показывает:
* Возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране у дошкольников.
* У детей появился интерес к истории, знаниям улиц города.
* Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
* Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных, чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме и провела анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с историей, традициями и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 1» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Выступление на тему «Формирование патриотических чувств и креативного начала у детей дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае», конспект Нод «Прогулка по городу» опубликовано на международном образовательном портале maam.ru. Все работы помещены на сайте детского сада и могут быть использованы в своей работе воспитателями.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.