Анастасия Герасимова
Представление педагогического опыта
▼ Скачать +Заказ
При работе с детьми большое внимание уделяю физическому развитию, а именно, подвижной игре, как средству развития основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Актуальность проблемы заключается в том, что младший дошкольный возраст – это время для выработки правильных привычек. Для этого с раннего возраста необходимо уделять большое внимание формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию основных видов движений (бег, ходьба, ползание и др., а также физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др. Не следует забывать и о привитие культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. Поэтому в рамках внедрения ФГОС на сегодняшний день актуальными становятся охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие, которые являются не-отъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.
Публикация «Представление педагогического опыта» размещена в разделах
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Для успешной работы по формированию основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен овладеть основными видами движений не только посредством физических упражнений, но и через подвижные игры. Только в этом случае будет видна положительная динамика в освоении основных видов движений, а также укрепления и сохранения здоровья детей. Подвижные игры вызывают устойчивый интерес к занятию физической культурой. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
- укреплять здоровье играющих;
- содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками;
- воспитывать у детей необходимые морально – волевые и физические качества;
- прививать привычку систематически самостоятельно заниматься подвижными играми.
Задачи:
- знакомить детей с основными видами подвижных игр;
- способствовать развитию физической активности;
- формировать нравственные качества, а также привычку и навык жизни в коллективе.
Теоретическая база опыта.
На протяжении последних лет мы видим грустную статистику частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Причин тому великое множество: экологические, социальные, генетические, и многие другие. Одна из них - невнимание взрослых к здоровью детей. А ведь взаимодействие различных движений в процессе физических упражнений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и ре-зультативность. Неразвитость моторной сферы ребенка может затруднять его общение с другими людьми. В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности, поэтому использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отно-шение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками.
Основные движения, которые активно развивает педагог в процессе физического развития: ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.
Именно поэтому теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях полноценного физического развития дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Моя работа по данному направлению строится на основе учебно методических пособий:
* Федорцева М. Б. «Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения»,
* Фадеев О. В. «Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности»,
* Лайзане, С. Я. «Физическая культура для малышей»,
* Конеева Е. В. «Детские подвижные игры».
Выдающийся исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. По его мнению она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходят в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
В своей работе по развитию у детей основных видов движений, я использую разные формы и виды деятельности, что позволяет детям обучаться не навязчиво и интересно. Знакомлю детей с основными видами подвижных игр. В своей работе я выделила следующие приоритеты:
1. Создание атмосферы психологического комфорта в группе.
2. Знакомство с сюжетными подвижными играми.
3. Знакомство с бессюжетными подвижными играми.
4. Знакомство с игровыми упражнениями.
5. Знакомство с играми-забавами.
Регулярное проведение занятий с использованием подвижных игр, двигательных рассказов направленных на развитие двигательной активности детей, существенно влияет на улучшения физического развития детей младшего дошкольного возраста. В целях полноценного физического развития детей младшего дошкольного возраста, а также укрепления здоровья детей мною проводятся различные подвижные игры, а также спортивные развлечения, в которых дети принимают самое активное участие. Для того чтобы моя работа не теряла смысл, большое внимание уделяю работе с родителями по данной проблеме. Провожу с ними беседы, консультации, круглые столы. Благодаря этому происходит тесное взаимодействие в работе детского сада и семьи.
Анализ результативности.
Опыт работы, который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста гораздо быстрее достигается норма в физическом развитии, что ведет за собой качественный рост результатов обучения. Мониторинг воспитанников в ходе наблюдения, анкетирования, анализа самостоятельно выполняемых упражнений детьми и проведенный анализ результатов позволяет говорить о целесообразности проведенной работы. То есть, при создании условий по формированию двигательной активности у дошкольников в процессе проведения подвижных игр, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по их развитию у детей младшего дошкольного возраста выработка правильных привычек проходит в максимально короткое время, формируется правильная осанка, двигательные навыки, координация движений, пространственное ориентирование.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность позволяет формировать у детей младшего дошкольного возраста основные виды движений, а также способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Основная проблема, которая встает перед нами - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Все это заключается в том, что дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в помощи по освоению основных видов движений.
Анкетирование родителей детей, которые посещают нашу группу, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди", даже от здорового соперничества в подвижных играх, не подозревая при этом, что приносят этим только вред здоровью собственных детей.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по развитию основных движений у детей младшего дошкольного возраста через подвижную игру перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 1» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Конспекты занятий по физическому развитию, конспект открытого просмотра «Давайте поиграем», представление педагогического опыта размещены на международном образовательном портале maam.ru в моем личном блоге, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.
https://www.maam.ru/users/anastasija85
ds1sar@schoolrm.ru