Получи документы

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Муженникова Светлана Александровна
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать

Представление инновационного педагогического опыта

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Сведения об авторе: Муженникова Светлана Александровна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14».

Образование: Высшее, МГПИ им М. Е. Евсевьева по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».

Актуальность

Публикация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могу застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетные палочки, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Отсюда и возникло создание проекта «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

В первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы: Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Анищенкова Е. С. «Логопедическая ритмика», Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей» (журнал «дошкольное воспитание», отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.

Ведущая идея опыта:

Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста речевой активности в процессе ознакомления с пальчиковыми играми.

Цель проекта: повысить речевую активность детей через пальчиковые игры.

Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с пальчиковыми играми.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Гипотеза: формирование у дошкольников речевой активности с помощью пальчиковых игр возможно если :

- создана предметно – развивающая среда для деятельности детей;

- если на занятиях будут использоваться различные пальчиковые игры.

Реализации проекта предполагала включение в совместную деятельность педагогов детского сада, детей младшего дошкольного возраста, родителей, сотрудников библиотеки.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

- изучить теорию педагогической литературы использования пальчиковых игр в процессе воспитания;

- оценить уровень развития речи у детей;

- совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

- совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов;

- привлечь и заинтересовать родителей к построению образовательного пространства детей, направить на совместную творческую деятельность с детьми, совместный поиск информации, сделать их полноправными участниками проекта.

Теоретическая база

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).

В своем проекте я опиралась на идеи Л. С. Выготского. Для ребенка среда выступает не только как условие, но и как источник его развития, как говорил Л. С. Выготский: «Как бы ведет за собой его развитие». Возникновение нового и является главным основным признаком развития ребенка.

Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н. С. Мастюкова Е. М Филичева Т. Б. (2000г., Алексеева М. М., Яшина В. И. (1997г., Арушанова А. Г. (2005г., Короткова А. В., Дроздова Е. Н. (2004г.) и многие другие.

Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников является представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.

Новизна данного проекта состоит в том, что данный педагогический опыт является одним из вариантов современного подхода по формированию у детей речевой активности при помощи пальчиковых игр и упражнений.

Технология опыта

На первом, организационном этапе проводилась работа по созданию условий для внедрения проекта в практику: формулирование цели проекта и проектирование конечных результатов, отбор содержания дошкольного образования, проведение работ с родителями и социальными партнерами.

Цель второго, основного этапа - внедрение системы работы, ознакомление детей с дидактическими играми, работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация).

На данном этапе мною были проведены следующие виды работы:

Работа с педагогами:

Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада»;

Доклад: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Работа с детьми:

В рамках реализации проекта с детьми была запланирована разнообразная работа по всем образовательным областям.

1. Познание и речевое развитие

• НОД с просмотром видеоролика «Играем нашими пальчиками»

• лепка «Зайка серенький»;

2. Чтение художественной литературы

• чтение народных сказок;

• речевые игры с прибаутками, потешки.

3. Художественно- эстетическое развитие.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного на фланелеграфе, пальчикового на магнитной доске.

4. Социально- коммуникативное развитие.

Пальчиковая гимнастика : «Моя семья»

Упражнение на нанизывание «Капелька к капельке – струйка дождя»

• Игра с бумагой «Кому листок?»

Пальчиковая гимнастика «По грибы»

Упражнение на пристегивание и плетение косички»

Пальчиковая игра «Дружба»

• Борисенко М. Г, Лукина Н. А. Наши пальчики

«Сухой пальчиковый бассейн» игра на тактильное восприятие

«Мешок с сюрпризами»

Пальчиковая игра «Зимняя прогулка».

5. Физическое развитие

• Аверина И. Е Физкультурные минутки.

В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения, т. к. движения конкретизируют образ, а слово позволяет четко выполнять движения. Тексты упражнений легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. В работе использую принцип дидактики: от простого к сложному. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.

Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий.

Работа с родителями:

Проведение работы с родителями как равноправными участниками образовательного процесса включало ознакомление их с целью и содержанием проекта, рекомендации по проведению семейного досуга.

Также родители подключались к следующим видам работ по проекту:

- совместный поиск информации;

- заполнение анкет «Развитие речи у дошкольников» родителями, анализ ответов;

- составление и распространение памяток, буклетов «Пальчиковая гимнастика – для развития речи»;

- консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».

Результативность опыта

На третьем этапе – аналитическом - была поставлена цель: определение изменений в воспитании детей, обобщение и распространение опыта.

Инновационный проект был рассчитан на один год (работа с детьми младшей группы). В проекте участвовало 26 человек. Для отслеживания результатов мною проводились мониторинговые исследования, в которых я изучала уровень знаний детей.

Уровень Младшая группа

2020 – 2021 г.

начало

года конец

года

высокий 30% 40%

средний 55%

55%

низкий 15%

5%

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов по данной теме. Разработанный проект помог через систему пальчиковых игр повысить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста, используя разные формы работы и привлекая к сотрудничеству родителей, поддерживая их в воспитании детей и вовлекая непосредственно в образовательную деятельность.

Продукты деятельности образовательного проекта:

1. Копилка (картотека) пальчиковых игр;

2. Копилка материалов по работе c родителями (консультации, беседы, памятки, анкеты).

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный методический материал (рассчитан для младшей группы) доступен в практическом применении и может быть использован в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений:

- воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений;

- для родителей, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения ребенка пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них существенная. Играйте с детьми и получайте удовольствие от этих игр!

Таким образом, инновационный проект «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» показал свою состоятельность.

Литература

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006.

2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М. : «Карапуз», 2007.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб. : Изд. дом «Литера», 2006.

5. Железнова Е. Пальчиковые игры.

6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. : Просвещение, 1973.

7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М. : Просвещение, 1979.

8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб. : Изд. Дом «Литера», 2007.

9. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2008.

10. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб. : КАРО, 2008. – 64. : ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).

11. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

12. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 64 с. (Кабинет логопеда).

13. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов. — М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

14. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М. : Эксмо, 2006.

15. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб. : Корона-Век, 2007. - 32 с. ил.

16. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь - СПб. : ИЧП «Хардфорд», 1996.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 июня 2023 в 17:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Муженникова Светлана Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

11 ноября. День энергосбережения. Передвижка «Берегите энергию»

Экологический праздник «День энергосбережения» отмечают в двадцати странах мира. В этот день проводятся акции, направленные на воспитание культуры потребления энергоресурсов и решение проблем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД