Светлана Кислицына
Предметно-пространственная среда в детском саду для детей с аутизмом
Предметно-пространственная среда в группе ориентирована не на возраст, а на всех детей с аутизмом.
Групповая комната в спокойных, светлых тонах, убрали и уменьшили то, что может отвлекать детей. Самым главным и самым интересным объектом в группе для ребенка должен быть педагог.
Группа четко разделена на 2 зоны. : учебная и игровая, которые перегорожены кабинками для индивидуальных занятий
Публикация «Предметно-пространственная среда в детском саду для детей с аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2020
Учебная зона
Игровая зона
В кабинке для занятий находится стол, 2 стула и контейнер для необходимых на данный момент пособий, она закрывается занавеской
В игровой зоне минимум игрушек в открытом доступе, сухой бассейн закрыт чехлом (он используется для поощрения, сюжетно -ролевые игры, кубики, машинки находятся в контейнерах, которые обозначены картинками, чтобы поддерживать самостоятельность при приведении игр в порядок.
Все пособия и игры находятся в контейнерах.
По нашему проекту был сделан стеллаж. Он выше роста взрослого человека. Нижние полки закрыты, там хранятся пособия, и дополнительные материалы. 2-3 полки для детей : они могут самостоятельно брать пособия, которые также находятся в корзинах и обозначены картинками. Еще выше в контейнерах находятся пособия, которые педагог сам выдает детям. А самые высокие полки для игр и игрушек, которые педагог выдает детям в награду.
Для всех детей у нас составлено расписание на день: для кого-то оно в картинках, а кто-то может написать его самостоятельно. Расписание помогает в развитии самостоятельности, снижение тревоги и нежелательного поведения при переходе от одной деятельности к другой.
Представлены особенности организации среды для детей с аутизмом.
- Перед входной дверью на полу вы видите круги. Это визуальная поддержка для детей, когда мы строимся на физкультурное или музыкальное занятия, она помогает детям найти свое место и ждать (как вариант, можно сделать ладошки на стену или фотографии детей)
- На стене прикреплен мат, толщиной 10 см. Он служит для снятия агрессии, чтобы не направлять ее на мебель и других людей.
Также он может служить для получения сенсорных ощущений, дети могут с разбега на него прыгать, прислоняться к нему.
- Обратите внимание на ладошки на двери. На противоположном конце также находится дверь с обозначениями для ладошек. Все дети любят бегать, но чтобы они не бегали просто так по группе, мы придумали задание: дотронься до ладошек. Теперь они могут бегать не мешая другим, не задевая мебель и при этом выполняя наше задание.
- Также мы придумали для наших детей активность, которая позволяет им подвигаться, побегать, но при этом они быстрее устают и мы можем опять посадить их за стол для выполнения учебных задач. Вы видите полуторалитровые бутылки, которые наполнены песком, солью, водой. Они достаточно тяжелые и все разного цвета. В разных концах группы для этих бутылок есть места, которые также обозначены кружочками разных цветов. В задачу ребенка входит переносить эти бутылки в их домики по всей группе. Задание веселое, детям очень нравится, но опять дети не предоставлены сами себе, а выполняют задания.