Олеся Попова
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено.
Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и о психологическом.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2017
Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своими эмоциями. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону.
Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
Для этой цели педагогами в группах были созданы «Уголки уединения». Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.
Цель которого создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
Уголки уединения в разных группах оформлены по- разному и разного содержания:
Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;
Так же может использоваться Мобильный «Домик-трансформер» - он дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние;
В зоне психологической разгрузки может находится различное оборудование:
Подушки - «думки», подушки - «плакушки», мягкие игрушки разных размеров обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
Альбом с семейными фотографиями воспитанников - в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;
Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д.
Островок радости - дети раскладывают на ткань по своему вкусу и усмотрению различные цветы, речку, домик и многое другое. Это занимательное упражнение поможет ребёнку избавиться от плохого настроения.
Так же эта зона может быть и «Уголком настроения» цель которого: Способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. В этом случае используются различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний.
Д/ игра «Чувства и эмоции»
Д/ игра «Как поступают друзья»
Д/ игра «Угадай эмоцию»
Д/ игра «Найди друзей»
Д/ игра «События и эмоции»
Д/ игра «Мои чувства»
Д/ игра «Эмоции в сказках»
Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если педагог видит, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала мягко выясняет причину его состояния. И только потом, предлагает ребёнку поиграть в ту или иную игру. Также у нас в группах подобраны различные картинки, изображающие чувства и эмоции («Чувства и эмоции» и «Определи эмоцию»)
В зависимости от состояния детей наш уголок может быть и «Уголком гнева»
Его цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.
В таких ситуациях дети могут использовать:
«Коврик злости» - самодельный коврик, на котором дети могут потоптаться;
Коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» - темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»);
Коробочка «Попробуй порви» - дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры.
«Подушка-колотушка», стаканчики «Для крика», «Шар настроения», пластилин, который дети мнут и могут вылепить, что угодно. Всё это, при умелом использовании педагогами, поможет детям нормализовать свою эмоциональную сферу и быть успешными в коллективе. Так же мною была изготовлена коробочка «Давай помиримся». Также Игра "Мирилка" .
Дети после ссоры часто произносят небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки, для того, чтобы помириться. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.
Основа этой игрушки – связанные крючком 4 круга (по 2 каждого цвета, впоследствии соединенные между собой, внутри которых проложен ватин; 4 связанные ручки и своеобразный карман – сердечко внутри которого может находиться картинка, игрушка из киндер – яиц, либо любой небольшой предмет, ведь ребятишки любят находить спрятанные клады или, как они называют, сокровища. Волосики у забавных человечков выполнены из шнурков яркой окраски, носик и ротик вышиты нитками, глазки приклеены (такие заготовки продают в отделах магазина «Ткани»).
Для того, чтобы помириться друг с другом, дети кладут свои ладони на сердечко и произносят стишки – мирилки.
Испытывая дополнительно тактильные ощущения от мягкой игрушки, дети не только забывают обиды, но и стараются поиграть с забавными человечками.
Весь этот материал, атрибуты, игры не могут одновременно находиться в уголке уединения. Педагоги периодично меняют атрибутику, дополняют соответствующими играми, всем необходимым материалом.
Ребёнок может самостоятельно проявить желание побыть в уголке уединения, а так же и при помощи взрослого. Если ребёнок себя некомфортно чувствует, то ему предлагают посидеть в тишине. Раздражённого, агрессивного ребёнка к уголку уединения нужно подвести постепенно, предварительно сняв состояние напряжения.
Это легко сделать с помощью следующих упражнений: «Выжми сок из апельсина» и «Спрячь всё плохое».
Таким образом, уголок уединения помогает ребёнку и взрослому справиться с рядом проблем.
Организация развивающей среды в ДОУ должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей
В группах кроме зоны психологического отдыха;
есть самое посещаемое детьми место - источник информации и неиссякаемого интереса – центр экспериментирования, развивающий наблюдательность и мыслительную деятельность ребенка (слайд)
В каждой возрастной группе особое внимание уделяется «уголку двигательной активности», где дети могут свободно поиграть с кеглями, мячами, обручами и скакалками, походить босиком по ребристым дорожкам. (слайд)
Таким образом, в детском саду созданы условия, соответствующие формировании психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные периоды дошкольного детства.
Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги нашего детского сада стараются наиболее рационально организовать развивающее пространство в группах.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом, затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).
При создании развивающей среды группы педагоги учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.
1. Скручивание лент.
2. Игры с прищепками.
3. Откручивание и закручивание крышек.
Дидактическая игра "Найди свой домик»
Для изучения основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый, мною была создана дидактическая игра " "Найди свой домик"
мне понадобились 4 пластиковые бутылки с наклеенными на них кружками разного цвета (желтого, красного, синего, зеленого, круги из солёного теста 4 основных цветов (желтого, красного, синего, зеленого).
Игра заключается в раскладывании пробок соответствующих цветов.
В завершении мне хотелось бы пожелать всем детям эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, а коллегам - творческих успехов в нашем общем деле!