Папки-передвижки

Конспект урока русского языка в 5 классе «Предложения с однородными членами»

Галина Кузнецова
Конспект урока русского языка в 5 классе «Предложения с однородными членами»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа

№ 333 Невского района Санкт- Петербурга

Конспект урока на тему :

«Предложения с однородными членами»

Составил: Кузнецова Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Класс : 5

Тема: «Однородные члены предложения».

Публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе „Предложения с однородными членами“» размещена в разделах

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока : ОНЗ (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тема: «Однородные члены предложения».

Цель: систематизировать и углубить знания учащихся об однородных членах предложения и знаках препинания при них.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные.

1. Дальнейшее освоение понятия «Однородные члены предложения».

1. Научиться применять пунктуационные правила постановки запятой в предложениях с однородными членами.

3. Уметь находить в тексте предложения с однородными членами, объяснять постановку знаков препинания.

4. Составлять схемы предложений с однородными членами предложений.

Метапредметные.

1. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения.

3. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с однородными членами.

Личностные. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Основные понятия урока : однородные члены предложения, синтаксическая роль в предложении, интонация перечисления, союзная и бессоюзная связь.

Ресурсы:

Учебник - «Русский язык» автор Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. ; рабочий лист, возможна мультимедийная презентация.

Организационная структура урока

№ Этап урока

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

1. Мотивация.

к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организационный момент

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

Психологический настрой на работу

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят).

- Ушки внимательно слушают и все (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос учащихся на знание правила «Обстоятельство». Самоконтроль и коррекция

3. Синтаксическая работа Подчеркнуть все члены предложения, указать чем выражен каждый член предложения, составить схему.

Находят главные и второстепенные члены предложения, определяют часть речи каждого члена предложения, составляют схему предложения.

4.

Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Формирование темы урока и запись ее в рабочие тетради

Ребятки, давайте с вами послушаем стихотворение.

Слова есть в русской речи,

Не очень-то внешне похожие,

Но, полномочия на них

Поровну возложены.

И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,

И между ними правильно

Должны расставить знаки мы.

Шагают вереницею они за словом главным,

Оно ими командует и за собой их тянет.

Наверное, вы поняли,

Слова те благородные

Все называют в языке,

Конечно, (однородными).

Слушают, участвуют в беседе, отвечают на вопрос.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

5.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме. Создание проблемной ситуации

Ребятам раздаются тексты с предложениями.

- Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (Какую грамматическую основу вы выписали).

Растворились в темноте рощи, сады, поля. (Рощи, сады поля растворились).

- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (Три подлежащих и одно сказуемое)

- На какой вопрос они отвечают? (Сады, рощи, поля) что сделали)

- С какой интонацией они читаются? (Перечислительная интонация)

- Как называются подобные члены предложения? Cформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения.)

- Для чего ж нам надо знать однородные члены предложения? (Нам нужно знать однородные члены для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания).

Давайте запишем в тетрадочки признаки однородных членов предложения!

Признаки однородных членов предложения :

1. Отвечают на один вопрос

2. Являются одним членом предложения

3. Относятся к одному слову

4. Обычно являются одной частью речи

5. Интонация перечисления.

Работа в группах.

Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.

Проверка по цепочке, с оцениванием обучающимися устных ответов одноклассников.

За каждый правильный ответ получают жетон с надписью «Успех». Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Самоопределение (Л)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

4. «Открытие нового знания»

Новый материал объясняется на примерах из учебника стр. 91.

Прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны интонацией и союзами а,но, и.

Прочитайте предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем второстепенные.

Прочитайте правило на стр. 94 вашего учебника. Как обозначается пунктограмма №2 на письме?

Запишите по одному понравившемуся предложению, подчеркните однородные члены, напишите, чем они выражены, обозначьте пунктограмму №2.

А теперь рассмотрите таблицу.

Запятая в предложениях с однородными членами

Ставится Не ставится

1. Если нет союзов (бессоюзное предложение)

2. Перед союзами а, но 1. Если союз и соединяет два однородных члена предложения

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Расскажите о постановке запятой в предложениях с однородными членами. Приведите свои примеры.

Составляют план достижения цели.

На основе материала учебника

делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и составляют алгоритм.

1. Найду в предложении однородные члены.

2. Определю, есть ли союзы при них.

Выберу нужный знак препинания.

Взаимопроверка. За правильно выполненное задание обучающиеся получают жетон «Успех».

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

5. Первичное закрепление (4-5 минут)

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

Первичное закрепление материала

Комплексная работа с текстом.

Обучающиеся получают листы с текстом.

Ветра нет, в мя. ком воздухе разлит осенний запах. Бере. ка вся золотая красиво рисуется на голубом небе. Ни. кое со. нце уже не греет но блестит ярче летнего. Как хорош лес поз. ней осенью!

(По И. Тургеневу)

-Как его можно озаглавить? (Лес осенью)

-В чем видит красоту осеннего леса автор?

-Найдите в тексте эпитет, метафору.

-Для чего И. С. Тургенев употребляет их в тексте? Какова основная мысль данного текста?

-Скажите, пожалуйста, а предложения, записанные на доске, какой темой объединены? Можно ли их использовать для описания осеннего леса?

-Эти предложения также взяты из произведений мастера пейзажных описаний И. С. Тургенева. Какие из них могут дополнить прочитанный текст?

-А теперь скажите, в каких предложениях пропущены знаки препинания? Запишите их в тетрадь, поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.

Какими частями речи они выражены?

Выпишите слова, в которых пропущены буквы, обозначьте орфограммы.

1. Работают с учебником (упр. 200). Находят однородные члены предложения, графически их выделяют, составляют схемы. Выразительно читают предложения с ОЧ, соблюдая интонацию перечисления. Разбирают по составу выделенные слова, пробуют найти сравнительный оборот, и объяснить, что с чем сравнивается в предложении.

2. Работают в паре, выполняя упр.

Записывают предложения, расставляют знаки препинания,

графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

6. Физминутка Учитель организует физминутку.

-Ребята, давайте передохнем и выполним несколько упражнений.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Выполняют упражнения

7. Самостоятельная работа с проверкой.

Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут) Организует деятельность по применению новых знаний.

Маша, Саша и Витя гуляли во дворе.

Лес стоял.

У меня дома живут котенок и щенок.

Текла, извивалась, блестела река.

Снег ложился на поля.

Найдите предложения с однородными членами.

Напишите номера этих предложений.

Напишите номер нераспространенного предложения.

Самостоятельно работают:

1. Внимательно прочитайте текст и выполните задания на листочке.

Взаимопроверка. Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут) Предлагает составить предложения на все случаи постановки знаков препинания при однородных членах Учащиеся выполняют задание. Регулятивные: контроль, коррекция.

9 Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

-Оцените то, как вы усвоили материал:

• - Я не допустил ни одной ошибки.

• - Я ошибался 1-3 раза.

• - Я ошибался более 3 раз.

• - Я не понял материал.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности:

Параграф 40-41, упр. 205 – базовый уровень;

( дополнительно: выписать 3 предложения с однородными членами из любой русской народной сказки – повышенный уровень).

Составляют внутреннюю речь.

Работают в группах, составляют кластер, представляют его.

Используют клише для рефлексии.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Публикации по теме:

Интегрированный урок в форме самостоятельной работы «Знаки препинания между однородными членами предложения» в 8 классе Тема урока: «Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения». Цель урока: Деятельностная:.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Урок русского языка в 4 классе «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения» Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.» Класс: 4 УМК: "Школа России". Учитель: Кругликова Жанна Анатольевна.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 5 классе «Предложения с однородными членами»
Опубликовано: 19 мая 2021 в 10:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе «Предложения с однородными членами»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД