Валентина Борисова
Пояснительная записка к работе театральных гостиных
▼ Скачать + Заказать документы
Предисловие к работе театральных гостиных
Если дети – это «цветы жизни», то растут они в семье. Воспитывают детей прежде всего родители. Роль семейного окружения в процессе развития ребенка дошкольного возраста является главной. В современной обществе этот вопрос особенно актуален, ведь изменения ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму.
Публикация «Пояснительная записка к работе театральных гостиных» размещена в разделах
Традиционные методы сотрудничества с семьями /собрания, консультации, папки – передвижки/ оставляют родителей недостаточно активными и заинтересованными.
В театральных гостиных встречи с родителями происходят в необычной форме, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игре и продуктивной деятельности.
Посещение театральных гостиных позволит родителям научиться по- новому играть с детьми, понимать их, делать игрушки для домашних спектаклей, обыгрывать их, и эти навыки игрового и продуктивного взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях.
Основная цель проведения театральных гостиных состоит в том, чтобы развивать личность ребенка с помощью родителей и при их активном участии.
Содержание. Я предлагаю примерную схему проведения театральных гостиных, апробированных на практике. Содержание игр и продуктивных заданий дается в приложении, из которого Вы по-своему усмотрению можете скомплектовать занятия.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Месяц
Тема
театральных
гостиных
Участ-
ники
Предварительная работа
Содержание игровой и продуктивной деятельности.
ОКТЯБРЬ «Игротерапия дома и в детском саду» Дети, родители, воспитатели • Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.
• Беседа «Что такое дружба?». Чтение Т. Александрова «Домовенок Кузя». Совместное обсуждение прочитанных произведений. • Игры: «Волшебный клубочек», «Передай по кругу», «Волшебное зеркальце»
• Продуктивная деятельность: рисование «Наше настроение»
• Домашнее задание «Настроение моей семьи»
НОЯБРЬ «Ваше право, дети» Дети, родители, воспитатели, психолог • Занятие «право ребенка» /проводит психолог/
• Чтение К. Чуковского «Айболит», А. Барто «Санитары», С. Михалков «Прививка».
• Беседа «специальности врачей».
• Сюжетно-ролевые игры «Врачи бывают разные» • Игры «Дружная семья», «Море волнуется раз…», «специальности врачей».
• Продуктивная деятельность: лепка из соленного теста «Птица счастья».
• Домашнее задание: родителям написать, в какие игры играет ребенок и какие игры самые любимые.
ДЕКАБРЬ «Необычная прогулка в сказочный лес» Дети, родители, воспитатели • Чтение И. С. Соколов-Микитов «Русский лес», А. Н. Толстой «Сорочьи сказки», русская народная сказка «Теремок».
• Игра «Изобрази животное».
• Беседы «По каким признакам мы отгадывали животных», «Какие существуют деревья»
• Игра «Деревья» • Игры «Веселый паровозик», «Деревья», «Изобрази животных», «Тень».
• Продуктивная деятельность: изготовление игрушек-топотушек. Показ русской народной сказки «Теремок».
• Домашнее задание: придумать необычное растение и нарисовать его всей семьей.
ЯНВАРЬ Арт – терапия дома и в детском саду. Дети, родители, воспитатели, учитель ИЗО • Занятие по лепке «Необычные фигурки» • Игры: «Повтори движение». «Маленькая птичка».
• Продуктивная деятельность: лепка «Я леплю из пластилина сказочного героя» /животное/.
• Домашнее задание: слепить из пластилина остальных героев сказки.
ФЕВРАЛЬ «Как стать примерным пешеходом» Дети, родители, воспитатели, учитель физкультуры • Беседа с детьми о правилах поведения на дорогах.
• Рассматривание сюжетных картинок, посвященных правилам поведения на дороге.
• Изготовление из бумаги дорожных знаков. Объяснение, что они обозначают.
• Занятие «Зеленый огонек» • Упражнение «Знаете ли вы правила дорожного движения?».
• Игры: «Веселые автомобили», «Собери дорожный знак».
• Продуктивная деятельность: рисование «Мой путь в детский сад».
• Домашнее задание: по дороге домой рассмотреть дорожные знаки, вспомнить, что они обозначают.
МАРТ «Увлекательный полет на ковре – самолете» Дети, родители, воспитатели, психолог, логопед • Изготовление цветов из различного материала
• Чтение сказки «Старик – Хотабыч». Вопросы по содержанию. • Игры: «Большое животное», «Зоопарк».
• Пальчиковая гимнастика «Покажи животное»
• Релаксационное упражнение «Я наблюдаю мир сверху».
• Продуктивная деятельность: «Поделки животных их коробок».
• Домашнее задание: нарисовать свои впечптления от сказочного путешествия.
АПРЕЛЬ «Моя семья» Дети, родители, воспитатели, психолог, логопед • Беседа «Семья» /изобразительная деятельность детей, отражение тематики в детских рисунках/
• Рассматривание с родителями семейных фотоальбомов, беседа о любимой деятельности каждого члена семьи. • Игры: «Держим мы друг друга за руки», «Помогите взрослым найти своих детей», «Узнайте своего ребенка». «Найди предмет», «Моя семья – мой дом».
• Продуктивная деятельность: изготовление голубя, символа семьи.
• Домашнее задание: Родителям написать мини-сочинение «Мой ребенок», детям нарисовать рисунок «Моя семья»
МАЙ «Мама, папа, я – дружная семья» Дети, родители, воспитатели • Игры направленные на конструктивное взаимодействие между детьми
• Чтение В. Берестов «За игрой».
• Беседа о дружбе. • Игры: «Держим мы друг друга за руки», «Здравствуйте», «Непослушные картинки», «Найди свой цветок», «Цветы и пчелы», «Собери букет цветов», «Цветик – семицветик»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Месяц
Тема
театральных
гостиных
Участ-
ники
Предварительная работа
Содержание игровой и продуктивной деятельности.
ОКТЯБРЬ «Игротерапия дома и в детском саду» Дети, родители, воспитатели • Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.
• Домашнее задание: подбор родителями фотографий с места летнего отдыха. • Игры: «Передай мяч», «Поклон», «Передай по кругу», «Добрый ангел», «Новая сказка»
• Продуктивная деятельность: изготовление кукол из клубков ниток с последующим показом.
• Домашнее задание рисунок «Любимая сказка»
НОЯБРЬ «Город знаний» Дети, родители, воспитатели, психолог • Занятие «Права ребенка» /проводит психолог/
• Чтение А. Толстого «Золотой ключик».
• Совместное обсуждение с детьми «Как Карабас – Барабас нарушил права кукол»
• Беседа: «Семья», «Любимые игрушки», «Любимые игры» • Игры «Назови ласково», «Будь внимателен», «Специальности врачей», «Моя семья – мой дом», «Угадай, чьи руки», «Это правда?»
• Продуктивная деятельность: рисование «Город знаний»
• Домашнее задание: поиграть в игры, которые понравились больше всего.
ДЕКАБРЬ «В здоровом теле – здоровый дух» Дети, родители, воспитатели, инструктор по физкультуре. • Чтение Г. Остер «38 попугаев» (глава о том, как мартышка не могла влезть на пальму и сорвать банан).
• Беседы «Зачем мы делаем зарядку?», «Почему мы занимаемся физкультурой»
• Совместное обсуждение с детьми проблемы: «Почему Мартышка не смогла сорвать банан?»
• Игры «Ток», «Будь внимателен», «Шалтай – Болтай», «Насос и мяч», «Солнечный зайчик», «Повторяй за мной».
• Продуктивная деятельность: «Как мы с мамой шили куклу»
ЯНВАРЬ «Царство Зимушки – зимы» Дети, родители, воспитатели, учитель ИЗО • Чтение М. Пляцковского «Ромашки в январе», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Белоснежка», русская народная сказка «Как лиса шила волку шубу», «Морозко», «Зайкина избушка».
• Игры: «Снежки», «Морозный ветер – солнышко», «Танец снежинок, льдинок»
• Продуктивная деятельность: рисование «Зимнее настроние»
• Домашнее задание: прочитать сказки, где упоминается Зимушка – зима и нарисовать зимнее настроение.
ФЕВРАЛЬ «Не перевелись еще богатыри на земле русской» Дети, родители, воспитатели, учитель физкультуры • Беседа с детьми о русских былинах, «День защитника Отечества»
• Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей»
• Чтение «Никита Кожемяка»
• Изготовление подарков для пап
• Домашнее задание приготовить сладкий пирог или другое угощение.
• Игры: «Переправа через болото», «проход через «волшебный туннель», «Зыбучие пески», «Пройдем через пропасть», «Меткий стрелок».
• Продуктивная деятельность: выкладывание из счетных палочек.
МАРТ «Любимым мамам» Дети, родители, воспитатели. • Беседа «8 Марта»
- изготовление подарков для мам.
• Чтение В. Берестов «Праздник мам», П. Синявский «Портрет», Д. Непомнящая «Мама для мамонтенка»
• Домашнее задание для пап и детей: придумать устное поздравление для мам. • Игры: «Фруктовая корзина», «Любящие родители», «Портрет с закрытыми глазами», «Детская мода».
• Продуктивная деятельность: рисование волшебными красками, чаепитие.
• Домашнее задание: сделать вместе с папой поделку для мамы.
АПРЕЛЬ «Страна мягких человечков» Дети, родители, воспитатели, • Занятия по лепке: Страна из пластелина»
• Чтение сказки «Страна мягких человечков»
• Игры: «Здравствуйте», «Паутинка».
• Продуктивная деятельность: изготовление страны мягких человечков.
МАЙ «Мы вместе» Дети, родители, воспитатели • Игры направленные на конструктивное взаимодействие между детьми.
• Домашнее задание: изготовление поделки «Звезда нашей семьи» (коллективная работа родителей и ребенка).
• Игры: «Дружная семья», «Ручеек», «Скульптура».
• Продуктивная деятельность: создание общего Мира звезд.
• Вручение детям диплома «Мастер общения»