Айгуль Ханова
Пояснительная записка к занятию «Сказка за сказкой»
▼ Скачать +Заказ
Занятие для детей старшей группы, на основе методических рекомендаций программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой (Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду)
Занятия по развитию речи в старшей группе планируется в соответствии календарно-тематического плана.
Данный конспект НОД построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Публикация «Пояснительная записка к занятию „Сказка за сказкой“» размещена в разделах
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности.
Основной целью занятия является активизация словаря и уточнение понимания смысла слов, обозначающих некоторые нравственные категории.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
• развивать творческое мышление детей; побуждать детей к совместной творческой деятельности;
• путем создания художественного образа побудить к словотворчеству;
• воспитывать желание помочь тому, кто нуждается в помощи, доброжелательное отношение к окружающему.
Для наиболее эффективной работы и достижения поставленной цели были использованы следующие методы и приемы:
• наглядный метод (картинки с изображением персонажей и предметов, игрушки);
• наглядно-практический метод (творческие упражнения);
• словесный метод (рассказ-сопровождение в образе сказочницы);
• прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие);
• игровой прием.
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
• социализация («Волшебный клубок»);
• коммуникация (скороговорка, составление предложений по картинкам, игры по развитию речи);
• познание (рассказ воспитателя).
Привлечение сказочных героев и атрибутику (Баба Яга, «Волшебный клубок», позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
В ходе подготовки данного занятия проводилась предварительная работа с детьми:
• чтение сказок с рассматриванием иллюстраций к ним;
• проведение дидактических игр;
• заучивание стихотворения и скороговорок.
Занятие состоит из трех этапов (вступление, основная часть и концовка, к каждому этапу дается четкая инструкция. Оно началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей, которое поддерживалось на протяжении всего занятия. Во время занятия дети выполняли все задания и упражнения, ориентируясь на ведущего (сказочница). Затем с воспитанниками проходит обсуждение, и воспитатель предлагает детям самостоятельно составить предложения по картинкам и выполнить упражнения, направленные на активизацию словаря и развитию логического мышления. Ребята отвечают на наводящие вопросы «Сказочницы», тем сам выстраивается полноценный ответ детей. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности, т. е. ставится новая проблема.