Ирина Стрелкова
Пояснительная записка к презентации по представлению опыта по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к презентации опыта работы
Воспитателя МБДОУ №5 «Аленький цветочек» П. Тимирязева
Стрелковой Ирины Алексеевны.
Приоритетными направлениями моей работы являются:
1. Экологическое развитие дошкольников.
2. Усовершенствование предметно – развивающей среды для воспитания детей;
3. Внедрение современных технологий.
Публикация «Пояснительная записка к презентации по представлению опыта по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
4. Развитие личности ребенка.
Наиболее глубоко, в своей работе, я занимаюсь вопросом экологического воспитания подрастающего поколения, как направления развития личности.
Развитие познавательного интереса и инициативности дошкольников в процессе экологического развития.
В настоящее время проблемы экологии стали волновать все большее количество жителей земли. Каждый здравомыслящий человек задумывается о происхождение нашей планеты, её экологическом неблагополучии и её будущем. Экологическое развитие становится приоритетным направлением нынешнего образования. Проблемы экологии нашли отражение в законе «об образовании», в соответствии с которым одна из целей воспитания подрастающего поколения определена как формирование у обучающихся современного уровня знаний и картины мира.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… из области живой природы, естествознания…» (ФГОС ДО см. пункт 4.6).
В нашем детском саду педагогический коллектив считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогать другим. Самостоятельные поступки и дела детей – это уже критерий экологической культуры.
Проанализировав знания детей, я пришла к выводу, что дети не в полной мере получают знания по экологическому воспитанию. Для проведения более глубокого обучения мною были проведены следующие мероприятия:
1. Изучила работы по данному вопросу таких авторов, как Т. М. Бондаренко, О. Ф. Горбатенко, В. Н. Чернякова, С. Н. Николаева.
2. Провела диагностику детей по критериям, важным для процесса опытно-экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов.
3. Разработала ряд мероприятий с детьми, родителями по внедрению экологической деятельности.
Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющейся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Внедрение опыта работы с дошкольниками проходило в средней группе «Светлячки», на данное время это подготовительная группа.
Перед тем, как внедрить опыт работы в практику, в начале учебного года провела мониторинг по интегративным областям, в результате которого были выявлены следующие данные:
- дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого явления;
- дети испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;
- у детей снижены показатели логического мышления;
- дети недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации;
- дети испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала.
Отсюда вытекла необходимость расширять и углублять знания о данном методе обучения, что и было сделано в представляемом опыте работы.
Актуальность опыта работы.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, сделала вывод, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А такими методами и являются экспериментирование, опыты, наблюдения. Все эти методы сейчас активно внедряются в образовательный процесс. Современные дети мало задают вопросов взрослым, находят ответы в интернете, так как живут и развиваются в эпоху информатизации. А ведь именно через опыты, экспериментирования, исследования, особенно в старшем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления.
Научный поиск эффективных средств развития экологической культуры
дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Принципы составления опыта :
1. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой мотивации действий ребенка, развитие познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать научно достоверную информацию.
2. Принцип целостности, присущ только дошкольному экологическому воспитанию, отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой. В этом возрасте малыш действительно ощущает себя частью того, что существует вокруг.
3. Систематичности и последовательности, которые обеспечивают единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития деятельности дошкольников, предполагают повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяют детям применять усвоенное и познавать новое на следующем этапе развития, формируют у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Индивидуально-личностной ориентации воспитания, которая предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию, обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Доступность материала для ребенка определенного возраста. Из экологического образования должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: наблюдения, чтение литературы, лепка, рисование, театральная деятельность и другие.
6. Гуманистичность, связана с понятием экологической культуры. Применение принципа гуманистичности, означает формирование личности человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Формировать у ребенка представления о человеке как о части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на земле.
7. Прогностичность. В результате экологического воспитания у ребенка формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда, в природе и бытовых условиях.
8. Конструктивизм, означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или положительно-отрицательная информация. Приведя отрицательные факты влияния человека педагог обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации.
7. Регионализм, дошкольное экологическое образование должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. Изучение глобальных проблем представляется нецелесообразным. Регионализм проявляется в отборе объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края.
8. Результативности, которая предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Работая по этим принципам, я поняла насколько эффективно и актуально экологическое обучение. Развивая детей по всем основным направлениям, интегрируя образовательные области во всех видах НОД, применяю элементы проблемного обучения, потому что главная моя цель - формировать в детях инициативность, активность и самостоятельность, развивать умение делать правильный выбор, отстаивать своё мнение и находить решение проблемы.
В своей образовательной деятельности пытаюсь уходить от традиционных форм проведения НОД, воспитательных мероприятий. Не создаю атмосферу и не настраиваю детей на занятия, не ставлю перед ними задачи, а просто вызываю у детей желание и интерес к определенной деятельности – обучающей, воспитывающей, развивающей.
В соответствии со структурой данной деятельности определила цель, задачи и содержание своей работы. В своей совместной работе с детьми я использую методы проблемного обучения: метод проектов, методы системного анализа, метод противоречий.
Развивающая предметно – пространственная среда стимулирует детскую инициативность, познавательный интерес к уже освоенным темам и даёт простор для самореализации каждого ребёнка, поэтому систематически усовершенствую развивающую предметно – пространственную среду.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Особый образовательный эффект достигается в процессе проведения мероприятий с вовлечением в них родителей.
Сегодня перед большинством воспитателей детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. В результате общения родители не только получают ценную информацию по тому или иному вопросу воспитания, но и вместе с педагогами определяют способы решения возникающих трудностей, намечают пути преодоления детско-родительских конфликтов, учатся использовать лучшие педагогические инновации в общении со своим ребенком. Попроси родителей сделать доброе дело, помочь - и они продемонстрируют все свои способности и умения, свою доброту. Проводится работа над совместными проектами «Огород на подоконнике», «Поможем птицам зимой» и др. По признанию родителей, экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало интересным и увлекательным занятием для всей семьи. Результатом совместной работы служат интересные работы детей и родителей, для участия в различных мероприятиях.
Участие в организационно-методической работе ДОУ, конкурсах и т. д.
В рамках реализации экологического воспитания в нашем детском саду стало создание единого педагогического пространства через разнообразные формы сотрудничества с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, старшим воспитателем, воспитателями разных возрастных групп.
Результатом нашей деятельности является создание комплекса мероприятий по интеграции обучения и воспитания детей, включающего:
1) методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных мероприятий;
2) разработки тематических мероприятий;
3) координацию работы специалистов и педагогов ДОУ в рамках интегрированного обучения.
Освоила информационно – коммуникативные технологии, выкладываю свои разработки на различные интернет – ресурсы, а также постоянно работаю над повышением своей профессиональной компетенции.
Детские удивительные открытия находятся рядом, поэтому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. Так давайте будем следовать словам В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Нам, взрослым, необходимо создавать условия и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.