Тамара Киселева
Поступление в школу как один из важных этапов развития в жизни ребенка младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблема адаптации ребенка к школе является актуальной в психологии развития. Поступление в школу является важным этапом в жизни маленького взрослеющего человека. Ребенок вступает в новую социальную ситуацию развития. Он становится учеником. Начинается интересная школьная жизнь, ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, но самое важное, ребенок должен быть готов сотрудничать с детьми и педагогами. Детям бывает порой трудно с первых дней в школе адаптироваться в новом коллективе, наладить отношения с одноклассниками. В статье речь пойдет о том, как помочь ребенку побороть свои страхи, комфортно чувствовать себя в школе, не бояться школьных занятий, научиться взаимодействовать с окружающими и с легкостью приобрести новых друзей.
Публикация «Поступление в школу как один из важных этапов развития в жизни ребенка младшего школьного возраста» размещена в разделах
Наиболее эффективным методом психологической коррекции является сказкотерапия. Рассказывая сказки, вы учите малыша жить в социуме, знакомите его с правилами и нормами надлежащего повеления, которые приняты в современном обществе, прививаете ему моральные императивы.
СКАЗКОТЕРАПИЯ - это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению возникших индивидуальных трудностей в жизни ребенка. Метод развивает творческие способности, расширяет сознание, совершенствует навыки взаимодействия с окружающим миром.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинский, И. В. Вачков, М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие ученые.
Дети, к сожалению, не всегда реализуют свои возможности, так как боятся, что у них ничего не получится. Уверенность в себе приобретается с возрастом. Попытки уговоров и убеждений часто не действуют, а дают как раз противоположную реакцию, когда ребенок еще больше замыкается в себе. В этих случаях успешным является использование фантастических элементов, которые дети так любят в сказках, когда героям помогает какое-то волшебное средство или событие. Поверив в силу волшебных средств, ребенок может перешагнуть через свой страх, а дальше уже будет это делать и сам, без волшебных средств. Используя сказочные или фантастические элементы, важно их обставить таким образом, чтобы ребенок действительно в них поверил. Вспомните сказку, которая особенно нравится школьнику. Попробуйте создать сказку наяву, где школьник будет главным героем. А навыки преодоления собственного страха помогут ребенку и тогда, когда он станет взрослым. С поступлением в школу у ребенка появляются новые поводы для тревоги: нужно выполнять контрольные работы, отвечать у доски, строить отношения с одноклассниками. …
Для коррекции страхов первоклассников можно использовать волшебную сказку «Таблетки бесстрашия: как помочь ребенку побороть страх», опубликованную детским психологом А. Бурковой в журнале «Школьный психолог». Она подойдет как для групповой, так и для индивидуальной работы с младшим школьником.
СКАЗКА. Вечером Михаил сидел дома, грустно глядя в окно. За окном была осень. Деревья сбрасывали листочки, которые кружились на ветру и аккуратно устилали красными и желтыми красками двор.
Михаил тяжело вздохнул.
— Чего вздыхаешь? — спросил его дедушка, войдя проверить, куда делся его любимый внук.
— Да вот завтра надо стихотворение рассказывать на уроке, а я боюсь это делать перед всем классом. Михаилу было семь лет, и в этом году он пошел в первый класс.
— А чего бояться? — удивился дед. — Ты же стихи хорошо выучил.
— Боюсь — и всё.
Дед сел рядом с внуком.
— Я думаю, что я могу тебе помочь, — заговорщически обратился он к Михаилу.
— Как? — оживился Миша.
— Дам я тебе на завтра специальную таблетку бесстрашия. Примешь ее во время урока чтения, и страх исчезнет сам собой. Миша утвердительно закивал головой.
— Хочу.
Дедушка ушел в свою комнату и вскоре вернулся, неся с собой маленькую круглую желтую таблетку.
Миша разочарованно посмотрел на нее. Он думал, что таблетка бесстрашия должна выглядеть совсем по-иному. Но таблетку взял.
На следующий день в классе Миша трясся от страха на уроке чтения. Вот учительница вызвала его к доске читать стихи. Миша забросил дедушкину таблетку в рот, проглотил ее, и страх тут же исчез.
Миша встал и спокойно направился к доске. Стихотворение прочитал без запинки и с выражением, за что получил заслуженную пятерку.
После школы Миша с дедушкой пошли на прогулку. Глядь, во дворе старшие мальчики из третье- го класса играют в футбол. Хочется Мише с ними поиграть, а страшно подойти и попросить, чтобы его приняли в игру.
— Дедушка, можешь их попросить, чтобы они со мной поиграли? — попросил Миша.
— Ты уже взрослый, Михаил. Должен сам попросить, — ответил дедушка. Михаил замолчал, наблюдая за игрой. Но видно, что робел, боялся подойти к ребятам.
— Дедушка, а у тебя больше не осталось таблеток бесстрашия?
Дедушка порылся в кармане и достал небольшую баночку, на дне которой виднелось несколько желтых таблеток. Дедушка протянул ее Михаилу.
Миша съел одну таблетку, баночку с оставшимися таблетками спрятал себе в карман и смело направился к играющим ребятам. Он вежливо поинтересовался, можно ли с ними поиграть в футбол и, получив согласие, присоединился к одной из команд.
На следующий день Мишу в школе начал задирать Васька, самый главный хулиган в классе. Он дразнился и грубо толкал Мишу. Миша терпел, терпел, а потом выпил таблетку бесстрашия и грозно дал отпор Ваське. Ребята в классе после этого сильно зауважали Михаила.
Но вечером, когда он лежал в кровати один, ему опять стало страшно. Ему чудились какие-то чудовища, которые могут под покровом ночи прийти в его комнату.
Дрожал Миша, дрожал, никак не мог уснуть. Все- таки не выдержал, достал баночку с таблетками бесстрашия, съел одну, страх ушел, и Михаил заснул.
На следующее утро он с дедушкой пошел в бассейн. Дедушка начал учить Мишу, как прыгать с бортика в бассейн.
Миша посмотрел вниз с огромной, как ему показалось, высоты, и ему стало очень страшно. Но не мог же он ударить лицом в грязь перед дедушкой.
— Сейчас, дедушка, я приду, — сказал Миша и бросился в раздевалку. Там достал баночку и выпил последнюю таблетку бесстрашия. В этот день Михаил научился прыгать в воду с бортика в бассейне.
Довольный, он шел с дедушкой домой и ел мороженое. Вдруг видит, что собака гонится за котенком. Котенок от испуга бросился к Мише. Недолго думая, Миша подхватил котенка. Собака, заливаясь лаем, прыгала вокруг мальчика, а котенок, жалобно пища, прижимался к нему.
— Брысь, — сказал Миша собаке, хотя сердце в груди билось от страха быстро-быстро.
— Фу! — скомандовал он еще раз. — Сидеть!
И вдруг собака села перед Михаилом и послушно замахала хвостом. Тут же прибежал откуда-то хозяин собаки и увел ее.
— Дедушка! — Миша выпустил из рук котенка, который сразу же убежал куда-то по своим делам.
— Ты видел? Собака послушалась меня. Мне даже таблетка бесстрашия не понадобилась.
— Я считаю, что тебе никакие таблетки бесстрашия не нужны. Ты и так смелый, — ответил дедушка.
— Нет, раньше я мог пересилить страх, только если пил таблетки бесстрашия. Дедушка замялся.
— Михаил, это не были таблетки бесстрашия. Это были просто витаминки. Я знал, что ты храбрый. Тебе надо было самому в это поверить.
— То есть? — удивился Миша. — Это я переборол страх сам, а не таблетки бесстрашия?
— Да, ты сам, — улыбнулся дед. И на душе у Михаила стало хорошо и спокойно. Все-таки это он сам смелый и храбрый. И никакие таблетки бесстрашия ему не нужны.
После чтения сказки ее нужно обсудить с детьми, задавая следующие вопросы:
- В каких ситуациях тебе бы пригодились таблетки бесстрашия?
- Как ты думаешь, что помогло Мише преодолеть страх?
- Что делать детям, которые чего-нибудь боятся? Предложите детям нарисовать иллюстрации к сказке или инсценировать ее. Если возможно, лучше первый страх, может и небольшой, преодолеть вместе с ребенком. Подбадривать его и потом обсудить:
- Что ты чувствовал?
- Сможешь в следующий раз победить страх сам?
- Какой следующий страх ты собираешься побороть?
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК В ЭТОМ ГОДУ ПОШЕЛ В ПЕРВЫЙ КЛАСС, ПОМОГИТЕ ЕМУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ, БУДЬТЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ, КОТОРУЮ ПРОЖИВАЕТ ВАШ РЕБЕНОК, ПРОЯВЛЯЙТЕ ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЙТЕ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ, РАДУЙТЕСЬ ЕГО УСПЕХАМ, ДАВАЙТЕ МУДРЫЕ СОВЕТЫ И ТОГДА ВАШ РЕБЕНОК БУДЕТ С ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ ХОДИТЬ В ШКОЛУ И БЫСТРО АДАПТИРУЕТСЯ В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ!
ЛЮБОЙ СТРАХ МОЖНО ПОБЕДИТЬ, НУЖНО ЛИШЬ ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ!
С уважением, автор статьи Киселева Т. Г. (бакалавр психолого-педагогического образования)