Марина Владимировна Хохлова
Консультация для родителей «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к самовыражению через творчество. Не говоря уже о том, что занятие поможет навсегда решить проблему свободного времени, разовьет память, наблюдательность и фантазию.
Дети довольно рано осваивают карандаши, ручки и фломастеры. Годовалые малыши азартно чертят, чиркают и «калякают» на всем, что подвернется им под руку. Открыв тайну «волшебных палочек», которые оставляют разноцветные линии, дети начинают испытывать их всеми доступными способами. Это важный предварительный этап, репетиция. Трудность настоящего периода детского творчества для родителей заключается в том, что маленькие художники пока еще не знают ограничений. Их цветные каракули можно увидеть где угодно: на одежде, на стенах, скатертях. В тетрадях старших братьев и сестер. Некоторые обожают рисовать на собственных руках, ногах, приводя взрослых в ужас. Любопытство, помноженное на желание экспериментировать. Заставляет их с фломастером в руках осваивать все новые территории. Именно поэтому родителям нужно запастись терпением. Любые ограничения, которые устанавливают взрослые, зачастую воспринимаются как «нельзя рисовать». Поэтому на первых домашних уроках маленький художник должен усвоить простое правило: рисовать на бумаге гораздо интереснее, чем на чем-либо еще. Со временем вы можете предложить ему и другие материалы (холст, картон, керамику, но для начала большой белый лист – идеальный плацдарм для экспериментов с карандашами и фломастерами. Не бойтесь творить вместе с детьми, им это должно понравиться.
Публикация «Консультация для родителей „Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Рекомендации родителям :
1. Заинтересуйте ребенка рисованием. В три года ребенок уже может взять в руки кисточку. Для работы с гуашью достаточно выбрать несколько основных цветов и, аккуратно выложив немного краски в блюдца, чуть-чуть развести водой. Не обязательно следить за тем, чтобы ребенок достиг в этом возрасте точное сходство с реальными предметами. 2-3-х летний малыш только знакомится с цветами и красками, и задача взрослых – показать ему их разнообразные возможности. Кончик карандаша может чертить прямую линию, а может оставлять плавные «волны», острые «молнии», «кудрявые» загогулины. Яркие цветочные пятна, которые делает кисточка, сами по себе красивы. Если какие-то из них напоминают вам животное или что-то еще, можно показать ребенку чудесное превращение желтого пятна в цыпленка, зеленого - в крону дерева, голубого - в тучу, из которой накрапывает дождь.
2. Не ограничивайте творчество маленького живописца. Чтобы не ограничить творчество начинающего живописца рамками форматного листа, расстелите на полу большой лист бумаги (можно использовать чистую сторону старых плакатов, календарей, обои, по которому можно ползать и рисовать каракули любого размера.
3. Не бойтесь экспериментировать. Для экспериментов с красками могут пригодится самые неожиданные вещи: катушки ниток, ластики, пробки – их можно использовать в качестве печатей, кусочки поролона, старые зубные щетки, перышки. Для рабочей спецовки можно выбрать что-нибудь из старых вещей, которую можно пачкать.
Каждый ребенок видит окружающий его мир по-разному, но это виденье он всегда может рассказать словами. А ведь так хочется поделиться своим открытием, рассказать о том, что ему понравилось, удивило или даже испугало. И именно детский рисунок становится таким отражением и рассказом малыша.
Первые детские рисунки, конечно, еще не являются чем-то шедевральным и концептуальным. Сначала это просто горизонтальные линии, потом ребенок учится рисовать вертикальные, затем кружочки, и только потом – соединять все это в один сюжет. Если даже вы еще не понимаете, что рисует малыш, он все равно – САМЫЙ ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК В МИРЕ! Помните, ни одна похвала в этом деле не будет лишней.
"Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной.
Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даем годовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложено природой – начиная с первобытных времен, человек всегда рисовал. И теперь, пока желание свежо, а любопытство безмерно, пришла пора начинать то, что называется скучным словосочетанием «эстетическое воспитание» - бесконечное, увлекательное путешествие в страну пластических искусств.
Детское творчество - целая большая «живая» область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед.
Как вы думаете, есть ли, что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником импрессионистом? Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В самом деле, малыш самозабвенно проводит самые немыслимые линии, ставит на месте самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме пятна… Главное для него процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому. В 5–6 лет дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Ведь занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению других предметов: таких как математика это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный, квадратный и т. д., счет, форма предметов, подготовка руки к письму, биология – строение растений, животных, человека и т. п.
Одной из важных частей работы по развитию творчества в изобразительной деятельности детей является работа с цветом. Что такое живопись? Что такое цвет в живописи? Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью, красочностью. Но ребенок взрослеет, ему мало только одного процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию нужно как можно раньше. Дошкольник – это очень благодатный для обучения возраст, когда ребенку все интересно, он впитывает в себя полученные знания и отдает их в виде ярких красочных рисунков. Если пропустить этот момент то будет гораздо труднее учить детей, пробудить в них чувство цвета. Мы учим видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок.
Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев, приятные события, а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.
Осваивая цвет, дети начинают использовать его однозначно, земля – всегда коричневая, небо – синее, солнце – желтое, трава – зеленая и т. п. Особенно это заметно к концу учебного года, когда в наборах красок одновременно заканчиваются все яркие насыщенные цвета. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Как и взрослые, дети очень часто используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что на их взгляд особенно значимо. Рисуя первый снег, ребенок изображает падающие снежинки огромных размеров. Занятия изобразительным искусством (вопреки расхожему мнению, как о второстепенном, незначительном предмете, баловстве) развивают и обучают. На занятиях мы и считаем, и читаем стихи, слушаем музыку, изучаем природные явления, животных, человека, природу, деятельность людей. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребенка в том, что он рисует: «Тебе что, делать нечего?» Ведь таким образом он познает окружающий мир.
Дорогие родители! Приобретите Вашему ребенку краски, мелки, фломастеры, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей! Пусть он и дома может свободно заниматься творчеством. И не надо бояться, что все запачкает красками, пластилином и клеем. Для этого просто нужно организовать рабочее место и выделить свободных 20-30 минут. Даже когда Вы готовите ужин или читаете газету – пусть ваш ребенок рядом занимается творчеством.