Светлана Брусова
Использование игры для развития художественно-эстетических качеств ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игры для развития художественно-эстетических качеств ребенка-дошкольника
В связи с введением «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», рассматривающих «основной формой и ведущим видом деятельности дошкольников –игру, повысился поиск современных технологий развития дошкольников, основанных на игре и художественно – игровой деятельности.
Публикация «Использование игры для развития художественно-эстетических качеств ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игра любимейшее занятие дошкольников. Потребность в игре появляется в раннем возрасте, когда стремление ребенка к самостоятельности, желание быть «как взрослые» очень велики, а возможности малыша ещё крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить притязания ребенка, - игра. Именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является школой морали в действии, лишенной абстрактных представлений, которые трудно воспринимаются ребенком. Важно и то, что моральные нормы, усваиваемые ребенком в процессе игры, оказывают влияние на его поведение, отношение к близким людям.
Использование игровых приемов и методов способствует повышению интереса к деятельности, создает позитивный эмоциональный –творческий настрой, способствует повышению эффективности процесса развития и обучения и улучшению качества создаваемых творческих работ.
В большинстве исследований проблем развития художественного восприятия у дошкольников, знакомства с разными видами искусства обогащение детского опыта предполагает тесную связь игры и творчества (обыгрывание образа или создаваемого изображения, конструирование и обыгрывание результата, игры с изобразительными материалами).
Игровые методы и приемы условно можно разделить на группы:
• Методы и приемы «информационно-дидактического характера. (это дидактические игры, дидактические сказки, виртуальные ресурсы (сайты музеев, электронные энциклопедии) Интересным является использование так называемых дидактических сказок, в которых через интересные ассоциации и сюжеты представлена информация.
Традиционно используются и современные дидактические игры : «Подбери по цвету», «Чей контур», «Назови промыслы», «Найди деталь», но и игры, предусматривающие творческое начало (из элементов сложить в технике коллажа пейзаж, украсить разными основы элементами в стилистике промысла).
• Игровые методы и приемы, мотивирующие деятельность (игровые персонажи, ролевое поведение) которые поддерживают интерес к деятельности. Например, в старшем возрасте «как настоящие мастера придумываем свой интересный узор для росписи», «составляем модели платья как дизайнеры», «рисуем как помощники художницы осени, (увлекающая традиционными песнями, сказками и народными игрушками). Привлекательным для детей является и проведение образовательных ситуаций в виде путешествий оказание помощи персонажу (помочь кому-либо нарисовать портрет, исправить ошибки или выручить из беды (исправить неверные представления героя о различиях графики и живописи, выборе материалов для создания работы). Все это может сопровождаться атрибутами и костюмами (в том числе одевание самих посетителей парадных платьев для бала, головных уборов для юнг, отправляющихся в морское путешествие.
• Игровые методы и приемы, активизирующие разнообразную деятельность. Использование имитационных игр (представить полет осенней листвы или птицы (через движения) и включение ситуаций «ролевого монолога» от лица изображенного персонажа. Прием вхождения в картину, предлагается рассматривая картину рассказать, что он видит, какие звуки можно услышать, прием домысливание, придумывание событий до и после изображенных на картине или в скульптурном произведении. Использование дополнительных атрибутов (бинокля, подзорной трубы, лупы) позволяет превратить образовательную ситуацию в занимательную игру.
. Игровые методы и приемы, стимулирующие присвоение освоенного, творческого его отражения: разнообразная дизайн – деятельность (составление коллекции кукольной одежды, макет помещения кукольных комнат, дизайн открыток и афиш к праздникам, конструирование костюмов для спектакля, рисование мультфильмов, изготовление украшений для игр, создание шляпок и накидок для карнавала.
• Игровые методы и приемы, обеспечивающие развертывание художественно-игровой деятельности, в рамках которой целесообразна интеграция разных видов деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно –исследовательской). Это возможно в рамках игровых проектов так называемых «сюжетно дидактических игр» «Большое морское путешествие», «Не ходите, дети, в Африку гулять», «Открываем кондитерскую», «Снимаем передачу о природе» в рамках которых равноценны и взаимно обогащаются разные виды деятельности.
Выбор и направленность используемых методов и приемов определяется возрастом и особенностями опыта детей. В младших группах игровые приемы, направлены на стимулирование к деятельности, привлечении внимания к изобразительным материалам, интереса к действиям (игра с кисточкой, обследование игрушек). В среднем возрасте игровые приемы стимулируют создание интересного изображения. В старших группах можно перенести акценты на развитие художественно –эстетических способностей и творчества.
Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении организовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитателю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, развивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог правильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.