Евгения Гордейчук
Правила дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении 2 лет работаю по теме: «Правила дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах детей среднего дошкольного возраста».
«За безопасность необходимо платить,
а за её отсутствие расплачиваться»
Уинстон Черчилль
Публикация «Правила дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Отличаясь сложностью и многоплановостью, проблема обучения навыку безопасного поведения на улицах города детей дошкольного возраста является не просто актуальной, но и, с учётом её специфики, - жизненно необходимой учебно-воспитательной деятельностью. Возросшее количество транспортных средств, их высокая скорость передвижения и плотность транспортных потоков требует повышенного внимания к реализации задач по обеспечению профилактики дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.
Обучение детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте следует начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Формирование культуры общественного поведения через знание и соблюдение норм и правил поведения на дороге важная предпосылка снижения дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.
В то же время, дети дошкольного возраста являются особой категорией участников дорожного движения, и поэтому к ним нельзя подходить с той же меркой как и ко взрослым. У ребёнка несоизмеримо меньший опыт передвижения по улице, чем у взрослого, не полностью сформировано чувство опасности, страха, ориентации в пространстве, дети подвижны и нетерпеливы. Также для них неприемлемы изложенные на нормативном, недоступном для их понимания языке обязанности пешеходов и пассажиров. Поэтому моя главная задача, как педагогов– доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, и что особо важно, не исказив при этом, их содержания.
К человеку понятие «культура» было применено Цицероном уже в I в. до н. э., после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина, а признаками культурного человека считались его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам.
Культура безопасного поведения в транспортной среде (транспортная культура) является одним из проявлений общей культуры личности, содержанием которой является готовность личности к поведенческому самоопределению в жизненных ситуациях возникающих в транспортной среде. Это средство упорядочивания внутреннего мира носителя, практическая направленность его содержания, которая отражает готовность личности к безопасному типу жизни.
В то же время, транспортная культура – это относительно самостоятельная ветвь общей культуры, являющаяся специфической и самобытной формой жизнедеятельности человека, социальных групп и общества, выступающая результатом активно взаимодействующих таких ветвей культуры, как экологическая, транспортировки, безопасности жизнедеятельности, культура поведения и правовая культура.
Проблема формирования культуры безопасного поведения личности на дороге сообразуется с установками традиционной педагогики. Носителями воспринимаемых культурных ценностей являются среда, личность, образовательный процесс и само взаимодействие людей между собой, взаимодействие человека с объектами деятельности и окружающей культурной средой.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала Указ о применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию для воспитателей дошкольных учреждений, ведь ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям и развитию становится к этому подготовленным.
С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Следовательно, моя главная цель воспитательной работы заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения в транспортной среде.
Я считаю, что в воспитательном процессе должны применяться такие методы как: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. Применение в качестве воспитательного метода внушения объясняется тем, что дети дошкольного возраста хорошо ему поддаются. Это даёт возможность предупредить вероятность дорожно-транспортного происшествия с участием детей внушив детям, например, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, а на улице можно находиться только со взрослым, и обязательно держать его за руку.
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в моей работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучить дошкольников непосредственно Правилам дорожного движения, сколько сформировать и развить у них навыки и положительные устойчивые привычки безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
Воспитательный процесс при этом должен носить постоянный характер: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи.
При выборе форм, методов и средств обучения очень важно помнить, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска» : это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. Поэтому занятие должно быть построено с учетом их индивидуальных особенностей.
Рекомендую использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
- интерактивный опрос;
- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста начинала обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также я объясняю, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.
На прогулке полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
На занятиях в группе мы составляем рассказы о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, или как они шли пешком в детский сад. При этом я ненавязчиво закрепляю у детей понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняю, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.
В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.
В нашем детском саду имеется интерактивная зона ПДД, где используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно могу показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
Интересной и эффективной формой работы для меня остается организация ролевых игр, в которых ребята доводят до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Ведь игра для детей дошкольного возраста является одним из важнейших видов их деятельности, их самовыражением, способом совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях : нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком.
Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:
- эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
- положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
- формирование у играющих уверенности в своих силах, и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы.
Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной. Особое значение в проведении игры по ПДД имеет взаимоотношение воспитателя и воспитуемых. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.
Мной были разработаны основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения :
1. Целевые прогулки и экскурсии.
2. Чтение художественной литературы.
3. Целенаправленные занятии.
4. Сюжетно – ролевые игры.
5. Дидактические игры.
6. Создание атрибутов к играм.
7. Праздники развлечения.
Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Только ежедневные напоминания правил, и положительный собственный пример может выработать у ребенка привычку правильного поведения.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка также очень важно взаимопонимание между воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, поэтому мною был разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Основные направления и формы работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
1. Совместная детско-родительская досуговая деятельность.
2. Тематические родительские собрания.
3. Консультации для родителей.
4. Изготовление стендов с наглядной информацией.
5. Участие родителей в укреплении материально-технической базы группы № 10.
«Правила дорожного движения, формирование основ культуры поведения на дорогах детей среднего дошкольного возраста» - проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей объективной потребностью общества в сохранении жизни и здоровья детей в современной, постоянно развивающейся, высоко энерговооруженной, динамичной и опасной транспортной среде. Так же я пришла к выводу, что конечная цель обучения и воспитания детей в ДОУ выражается в подготовке ребёнка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечении личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах. При этом воспитательно-образовательный процесс должен быть организован таким образом, что теоретические знания о правилах безопасного поведения на улицах города должны подкрепляться продуктивной деятельностью с последующей реализацией в самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ.