Татьяна Шалашова
Правила безопасности в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Благополучие нашей страны зависит не только от состояния здоровья ее граждан, но и от безопасности окружающей среды. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за ее самых беззащитных граждан - маленьких детей. Чаще всего дети в своей жизни сталкиваются с такими опасностями, спасение от которых зависит от действий самого ребенка. Современные дети, в отличие от предыдущих поколений, более подвижны, активны, любознательны, чаще попадают в различные опасные ситуации, поэтому все более актуальными становятся вопросы воспитания у детей навыков безопасного стиля жизни.
Публикация «Правила безопасности в природе» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В последние годы в нашем учреждении много внимания уделяется проблеме безопасного поведения детей дошкольного возраста. Правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек: современный город и сельская местность, привычная домашняя обстановка и морское побережье диктуют совершенно различные способы поведения и меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, меньше было бы травм и несчастных случаев.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Опасных ситуаций очень много, они складываются для каждого индивидуально. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, и главной задачей воспитателя и родителей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Все родители без исключения хотят видеть своего ребенка счастливым, здоровым, уметь действовать в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни детей. Не всегда это получается, и задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Целью работы в этом направлении является осознание детьми общей логики безопасности, умение предвидеть опасные ситуации и по возможности избежать их, а также правильно действовать в случае их возникновения. С дошкольного возраста у детей необходимо воспитывать самодисциплину и осторожность при пребывании их на улице, на природе и т. д. Для того чтобы работа была продуктивной, разнообразной и доступной для понимания детей, необходимо использовать разнообразные формы проведения занятий: экскурсии, беседы, игры. Каждое занятие превращается в интересную игру.
При изучении тем «Безопасное поведение на природе», «Ребенок и природа», использовать пособия, иллюстрации, художественную литературу, пословицы, ситуации загадки. Учить детей наблюдать и быть внимательными к живой природе. Во время экскурсии в лес - показать красоту леса, необходимость деревьев для жизни животных и человека, дать понятие, какую пользу приносят насекомые, птицы, звери, как все в природе взаимосвязано. Проводить беседу с детьми о том, как же надо себя вести в лесу, чем может быть опасен лес для человека, как беречь и охранять природу. Знакомить детей с ядовитыми растениями (вороний глаз, волчье лыко, белена) и грибами (мухомор, бледная поганка, ложные опята, использовать дидактическую игру «Съедобное - несъедобное». В сюжетно-ролевой игре «Поездка на пикник» закреплять правила поведения в лесу (не ломать ветки, не разводить костер под деревьями и рядом с муравейником, вести себя тихо, чтобы не нарушить покой лесных обитателей, не оставлять мусор, не уходить далеко от группы в лес, если отстал или потерялся, позвать на помощь).Для формирования адекватного поведения во время экстремальных ситуаций, проводить беседы, наблюдения, игры, занятия. Откровенный разговор помогает детям понять, где мнимое геройство, а где истинная находчивость. Страх может породить панику, бессистемное поведение. Учить детей, что оказавшись в сложной ситуации, нужно стараться не потерять самообладания. Когда дети накапливают достаточный запас знаний, навыков, воспитателю вместе с родителями и детьми проводить развлечения, викторину, КВН, где дети закрепляют знания о правилах, навыках безопасного поведения на природе. Детям нравятся совместные игры с родителями, потому что они стремятся показать свои знания и умения и активизируют своих родителей, приглашая их принимать участие в играх, конкурсах, гордятся, когда их родители отвечают на вопросы. Совместные мероприятия всегда улучшают эмоциональное состояние детей, побуждают их к активности, повышают их желание показать свои знания маме или папе.
Между воспитателем и родителями должно быть достигнуто полное
взаимопонимание в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста, так как разные требования и предъявления детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.