Ольга Балашова
Практикум «Развитие художественного вкуса посредством различных видов продуктивной деятельности у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №10
Практикум
«Развитие художественного вкуса посредством различных видов продуктивной
деятельности у детей 4-5 лет»
Разработала:
воспитатель 1 категории
Балашова О. Л.
Нижегородская область
г. Володарск
2021г.
Практикум
«Развитие художественного вкуса посредством различных видов продуктивной деятельности у детей 4-5 лет»
Публикация «Практикум „Развитие художественного вкуса посредством различных видов продуктивной деятельности у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
Цель: обогатить и систематизировать знания педагогов по развитию художественного вкуса детей 4-5 лет.
Задачи:
- обогащение педагогического опыта по данной теме;
- способствовать положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности;
- создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Методические приемы:
• Беседа.
• Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.
• Составление рекомендаций для педагогов и родителей по развитию художественного вкуса у детей 4-5 лет.
План проведения.
• Информационная часть.
• Конкретизировать понятия: художественное творчество, детское творчество, продуктивные виды деятельности, художественно-эстетический вкус.
• Определить этапы развития творческого воображения и вкуса.
• Практическая часть.
• Упражнение «Психологический портрет детей 4-5 лет с развитым художественно-эстетическим вкусом».
• Обсуждение практических ситуаций : «» в рисовании, аппликации и лепке.
• Практический инструментарий.
Рекомендации для воспитателей и родителей «Что нужно знать взрослым о развитии художественного вкуса у детей 4-5 лет».
• Подведение итогов.
• Рефлексия.
Информационная часть.
Задача воспитателя детского сада воспитать всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание способствует всестороннему развитию и осуществляется во всей работе детского сада. Одним из его средств являются продуктивные виды деятельности. Каждый вид продуктивной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и т. д. Рисование, аппликация, лепка, конструирование дают возможность ребенку создавать каждый раз новые постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Желание творить – внутренняя потребность ребенка. Она возникает у него постоянно и отличается чрезвычайной искренностью. Задача педагога научить детей творить.
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-эстетического вкуса детей 4-5 лет в условиях продуктивных видов деятельности.
Прежде, чем мы начнем совместное обсуждение хотелось бы привести слова профессора, доктора философии Бориса Астафьева:
Ребенок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий действиям других.
Давайте четко определим понятия «Художественное творчество», «Детское творчество», «Продуктивная деятельность детей», «Художественно-эстетический вкус».
Как вы думаете, что такое художественное творчество? (Педагоги высказывают свое мнение.)
Художественное творчество – это деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.
Что такое детское творчество? (Высказывания педагогов.)
Детское творчество – процесс создания субъективно нового для ребенка продукта, в который он вложил свои знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив (усвоенные им на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно) изобразительно-выразительные средства.
Определите понятие «Художественно-эстетический вкус». (Педагоги высказывают свое мнение.)
Художественно-эстетический вкус – умение создать образ, которым можно любоваться и восхищаться.
И еще одно понятие, которое нам надо конкретизировать – это продуктивные виды деятельности. Что такое продуктивная деятельность детей? (Высказывания педагогов.)
Продуктивная деятельность детей - в дошкольном образовании – деятельность детей под руководством взрослого (чем старше ребенок, тем он самостоятельнее, в результате которой появляется определенный продукт.
Практическая часть.
Сегодня мы попробуем глазами детей увидеть и создать образы, которые будут отличаться индивидуальностью, эстетическим вкусом в разных видах продуктивной деятельности.
С целью экономии времени, нужно разделиться на 3 группы:
- одна группа будет рисовать;
- другая группа лепить;
- третья группа заниматься аппликацией.
Практический инструментарий.
Сегодня мы определили основные понятия темы, на практике увидели как можно обычные предметы сделать более живыми, красочными, привлекательными, увидели какими способами можно этого добиться. Работы выполнены со вкусом. А главное, это доступно детям 4-5 лет.
А теперь мы попробуем определить рекомендации педагогам и родителям для развития художественно-эстетического вкуса у детей 4-5 лет.
Какие рекомендации можно дать? (Рекомендации педагогов.)
• Задача развития художественного вкуса может быть успешно осуществлен лишь при условии обучения детей доступному им объему знаний, умений и навыков изображения, формирования у них представлений о свойствах предметов и явлений, которые они изображают.
• На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно использовать как классические, так и нетрадиционные приемы выполнения работы, оказывающие большое влияние на развитие творческих способностей, воображения, мышления. Плюс данных технологий заключается в том, что взрослый дает технику выполнения работы. Все остальное ребенок додумывает сам.
• Важно всячески своевременно поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось.
• Предоставлять детям разные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски, штампики, печатки, трафареты и многое другое).
• Предоставив материал, научить его умело с ним общаться.
• Исключить из занятия пошаговое повторение изображения за воспитателем! Готовясь к своим занятиям, педагог должен продумать, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не лишало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?
• Продуктивные виды деятельности предполагают объединение нескольких образовательных областей для решения поставленных задач: речевое развитие (проговаривание характерных особенностей, прочтение и обсуждение стихотворения с опорой на наглядность, познавательное развитие (закрепляем характерные особенности изображаемого объекта, изобразительная деятельность.
• Необходимо создавать творческие атмосферы, доброжелательности, психологического комфорта. Все это способствует проявлению самостоятельности и инициативности на занятиях.
• Большая роль должна отводиться применению результатов продуктивных видов деятельности детей. Широко должны использоваться в оформлении детского сада, рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно; выставки детских рисунков.
• Должна быть вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие, в которой протекает работа с детьми, предоставляемых ими материалов.
• Необходимо исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества.
• Важное значение имеет изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества.
• Взаимодействие с родителями – очень важное условие. Для привлечения родителей к развитию художественно- эстетического вкуса можно использовать такие формы работы как мастер-классы для родителей и детей, может быть даже организованные родителями, привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах, к оформлению помещений детского сада.
Т. о. можно сделать следующий вывод: очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Это и есть художественный вкус. Поэтому на занятиях по продуктивным видам деятельности нужно отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.
Рефлексия:
Самое важное для вас сегодня в течении сегодняшней встречи?
Что поменяете в своей работе по развитию художественного вкуса у детей 4-5 лет в продуктивных видах деятельности?