МААМ-картинки

Практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога»

Нелли Дьяченко
Практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога»

В конце учебного года педагоги устают. Чувствуете эмоциональное напряжение в педагогическом коллективе. Практикум психологической разгрузки.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность его профессиональной деятельности, повышают конфликтность во взаимоотношениях с родителями и коллегами, способствуют возникновению и закреплению негативных черт характера, которые разрушают психическое здоровье и провоцируют психосоматические заболевания.

Публикация «Практикум „Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога“» размещена в разделах

К концу учебного года утомление, физическое и психическое напряжение усиливаются. Как его снизить и изменить отрицательное психическое состояние на положительное?

Проведем практикум «Психоэмоциональной разгрузки и саморегуляции педагога», который содержит элементы тренинга. Вы поможете справиться с усталостью и научитесь их приемам саморегуляции.

Цели: предупредить (преодолеть) возможные последствия психического перенапряжения; поддержать оптимальный уровень психического состояния в условиях профессиональной деятельности.

Задачи: снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные;

познакомить с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний; сформировать потребность в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний.

Количество человек в группе: 10–12 (желательно четное число).

Продолжительность: 1–1,5 часа.

Оборудование: смайлики на каждого педагога по 5 с эмоциями, фломастеры, бумага для солнца с лучиками.

Музыкальное сопровождение: шум моря, спокойная и веселая музыка.

Ход практикума

I. Приветствие

Объявите педагогам тему практикума. Во время обсуждения правил дайте возможность высказаться всем желающим, выслушайте все предложения и замечания. Если кого-то из участников группы правила не устраивают, он должен принять решение — признать их и следовать им во время работы группы или не начинать занятие совсем. Выработанные правила запишите на большом листе бумаги и вывесите.

II. Упражнение «Имя прилагательное на первую букву своего имени»

Участники сидят по кругу. По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и прилагательное на первую букву имени, которое его характеризует.

III. Упражнение «Приветствие невербальное»

Участники стоят по кругу. Задача — поздороваться за руку с каждым, никого не пропуская. Упражнение развивает межличностные отношения в группе.

После завершения упражнения предложите педагогам сесть в круг и задайте один из вопросов:

Как настроение?

Как вы себя чувствуете?

Можем ли мы приступить к работе?

Вы также можете предложить участникам группы самим оценить свое состояние, готовность к работе по 10-балльной шкале, где 10 баллов — «я полностью включен в ситуацию “здесь и теперь”, готов к работе», 1 балл — «я совершенно не готов к работе».

IV. Экспресс-диагностика эмоционального состояния

Предложите участникам тест-опросник «Ох уж эти нервы» (автор — Л. Москвина).

Тест-опросник «Ох уж эти нервы»

Инструкция. Отметьте одно из утверждений в той степени, как оно к Вам относится: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

Меня раздражает: очень

не

особенно ни в коем случае

1 смятая страница газеты или журнала, которые я люблю читать

2 одетая с претензией на молодость женщина в годах

3 курящая на улице женщина

4 чрезмерное приближение ко мне собеседника, даже если оно произошло поневоле — в толпе, в автобусной давке

5 слишком сильный запах духов

6 громкий разговор в общественном транспорте

7 активно жестикулирующий при разговоре собеседник

8 частое употребление коллегами иностранных слов

9 когда кто-нибудь грызет ногти

10 когда кто-нибудь пытается поучать меня

11 когда кто-то кашляет в мою сторону

12) когда слышу чей-то смех невпопад

13 когда близкие друзья все время опаздывают

14 когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует сюжет фильма или шелестит оберткой от конфеты

15 когда дарят ненужные вещи

16 когда рассказывают сюжет книги, которую я собираюсь прочесть

Обработка ответов: За каждый ответ «очень» запишите себе 3 очка, за ответ «не особенно» — 1 очко, за ответ «ни в коем случае» — поставьте прочерк.

Интерпретация результатов:

более 33 баллов — вас не отнесешь к числу сдержанных и терпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы склонны к поискам в окружающем мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система разбалансирована, отчего часто страдаете не только вы, но и окружающие;

от 13 до 32 баллов — вы относитесь к распространенной группе людей. Раздражаясь от очень неприятных вещей, вы делаете драму из обыденных житейских невзгод. Поэтому у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, который позволяет быстро и легко забывать их;

12 и менее баллов — ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. А может, этот тест оказался недостаточно исчерпывающим и не позволил проявить ваши наиболее уязвимые стороны? Судите сами. По крайней мере, о вас можно сказать, что вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.

V. Комплекс игр и упражнений на психоэмоциональную разгрузку

1. Упражнение «Солнышко»

Участники рисуют на бумаге солнышко с лучиками, затем солнышки прикрепляют на спины. Задача — написать на лучиках положительное об авторе. Важно, чтобы каждый участник оставил свое послание на каждом солнышке. В конце упражнения педагоги снимают свои рисунки и изучают то, что им написали.

2. Звуковое упражнение «Гласные звуки»

Слово педагога-психолога : Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Мелодия старинных русских фольклорных песен, порой построенная на двух-трех нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.

Пропеть гласные звуки. При этом для усиления положительного воздействия попросите их класть руку на ту область тела, на которую данный звук воздействует в большей степени.

А — снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

И — влияет на уши, глаза, нос, тонкий кишечник;

О — стимулирует деятельность желудка и поджелудочной железы;

У — улучшает дыхание, стимулирует работу матки и яичников (у женщин) и предстательной железы (у мужчин);

Э — улучшает работу головного мозга.

3. Упражнение «Зоопарк»

Участники садятся по кругу.

Инструкция педагога-психолога : Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, кто какое животное назовет… Теперь запомним ритм, с которым мы будем выполнять упражнение — два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям. Ритм буду задавать я. Тот, кого я назову, должен хлопнуть два раза в ладоши и назвать выбранное им животное, затем хлопнуть два раза по коленям и назвать животное того участника, которому он передает ход. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будьте очень внимательны, так как те, кто ошибется, получит дополнительное задание: вместо того чтобы назвать свое животное, он, хлопая в ладоши, должен будет издать характерный для данного животного звук. Остальные участники с этого момента, обращаясь к нему, воспроизводят этот звук.

В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.

4. Упражнение «Покачивание»

Разбейте участников на пары. Первый участник обхватывает второго сзади за плечи, второй максимально расслабляется, закрывает глаза. Первый покачивает его под спокойную музыку. Затем участники меняются ролями.

VI. Игры и упражнения по системе психической саморегуляции состояний

1. Упражнение «Снятие мышечного напряжения»

Инструкция педагога-психолога : Сядьте на стул в удобной позе, так чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом — оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте. Затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите несколько раз.

Упражнение поможет снять волнение и возбуждение.

2. Упражнение «Дыхание на счет 7–11»

Инструкция педагога-психолога : Дышите очень медленно и глубоко, так, чтобы цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вам будет непросто. Но не нужно напрягаться. Считайте до семи при вдохе и до одиннадцати — при выдохе.

3. Аутотренинг «Волшебный сон» (автор Н. Яковлева)

Для выполнения упражнения используйте фоном медленную (для первой части) и веселую мелодии.

Участники сидят с закрытыми глазами и следуют тексту.

1) Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают… засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляются… (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело… (2 раза)

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы теплые и вялые,

Но не сколько не усталые…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляются… (2 раза)

Нам понятно, что такое…

Состояние покоя… (2 раза)

(Долгая пауза, пока не закончит играть медленная музыка. Далее включите добрую веселую мелодию.)

2) Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Подтянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Упражнение поможет снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

4. Упражнение «Дождь»

Предложите участникам встать в круг и повторить за вами движения:

поводить по часовой стрелке пальчиками по ладошке;

потереть ладони друг о дружку;

пощелкать пальцами;

легко постучать себя по груди;

похлопать в ладоши, по бедрам, по полу.

Далее все движения повторить в обратном порядке.

VII. Обратная связь (рефлексия)

Попросите участников закончить предложения:

Мое состояние…

Мои ожидания…

Я хочу сказать всем…

Вы также можете попросить участников поделиться чувствами и мыслями, впечатлениями от встречи, рассказать, что особенно понравилось.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,

выбрав один из пяти смайликов.

Публикации по теме:

Практикум для родителей «Тестопластика — увлекательное занятие» Цель: Ознакомление с технологией приготовления соленого теста для изготовления поделок. Вовлечение родителей в данный вид деятельности –.

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога»
Опубликовано: 27 февраля 2021 в 14:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Нелли Дьяченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД