Анастасия Раецкая
«Путешествие капельки Капитошки». Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Путешествие капельки Капитошки»
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Цели и задачи:
1. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека и всех живых существ;
2. Обогащать и активизировать словарь, речь детей;
3. Развивать познавательную активность, решение проблемных ситуаций, навыки проведения опытов, способность сравнивать и делать выводы;
4. Прививать бережное отношение к воде;
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Словарная работа: жидкая, исследователь, лаборатория, путешествие, водопроводные трубы.
Материал: Игровой персонаж-Капитошка, капли воды (большие и маленькие, запись музыки: звук грома и шум дождя, зонтик, стаканчики с водой, молоком по количеству детей, чайные ложки, соль и сахар, салфетки
Предварительная работа: беседы о воде, наблюдение за дождём и состоянием природы после дождя, чтение экологической сказки «Путешествие Капитошки», загадок, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды, оборудование для опытов в мини-лаборатории.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие «Здравствуй солнце золотое»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень! (дети здороваются с гостями)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое красивое солнышко светит (муляж солнышко) Ой, какая большая туча над нашим солнышком повисло (раздаётся аудиозапись звука грома и шум дождя, я предлагаю детям спрятаться под зонтом, чтобы не промокнуть)
Зонтик буду я держать
И стараться их считать,
1,2,3,4,5
Что же падает опять?
Ответы детей: Капли
(Воспитатель ставит зонтик на пол, дети подходят и трогают его).
- Каким стал наш зонтик после дождя?
Ответы: мокрым, сырым
Игровая ситуация
(Вдруг раздаётся чьё-то громкое чихание)
Воспитатель: Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это? -Это капелька, которую зовут Капитошка. Нашу гостью мы знаем как зовут, а давайте и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки мяч, называет своё имя и передаёт мяч другому)
Воспитатель: Ребята, а где живёт капелька? Давайте рассмотрим картинки и назовём, где живёт наша Капитошка (Дети садятся полукругом возле мольберта и рассматривают картинки)
Дети: Пруд, озеро, океан, лужа, река, болото, море
Воспитатель: Вода есть на земле и под землёй. На земле: реки, ручья, моря и океаны. Под землёй тоже есть вода, она пробивается сквозь землю и получается родник. Мы с вами берём воду из водопровода, из крана. Туда она поступает по трубам из водохранилищ.
Воспитатель: Кому нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: Да! Деревьям, птицам, людям, растениям и животным. А нам в детском саду нужна вода?
Дети: Да!
Воспитатель: Умываться, готовить поварам обеды, мыть игрушки, поливать цветы.
Капитошка: Мне сказали, что у вас в группе живут мои сестрички-капельки, это правда?
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут её сестрички, что они у нас делают и какую пользу приносят. А отмечать сестричек-капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
Путешествие-поиск капелек по группе (Дети идут по группе и делают остановки)
1. Остановка в уголке природы
Воспитатель: цветы нужно поливать, они живые, без воды, что с ними станет? (ответы детей). Правильно, без воды они засохнут, завянут (ставим эмблему капельки)
-Рыбки могут жить без воды (ответы детей). Правильно, не могут. Рыбки живут в воде, без неё они погибнут (прикрепляют капельку)
2. Остановка с графином воды у стола с питьевым режимом
-Здесь вода нужна, чтобы мы могли попить её (Прикрепляют капельку)
3. Остановка в туалетной комнате
-Вода здесь нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования (прикрепляем эмблему)
4. Остановка в игровом уголке
-Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду (приклеиваем капельку)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посчитаем, сколько у нас в группе живут капелек. (все вместе пересчитываю капельки)
- Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
Физкультминутка
Тра-та-та, тра-та-та, (прыжки)
Тихо плещется вода!
Мы плывём по тёплой речке (плавательные движения)
В небе тучки как овечки,
Разбежались, кто куда (потягивание -руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок (садятся)
Воспитатель: Вода одно из самых удивительных веществ на планете. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми свойствами воды. Для этого, мы сейчас с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты. (отправляемся с детьми в мини-лабораторию)
Экспериментальная деятельность
Опыт: «Вода»
Перед каждым ребёнком стоит два стакана с водой. Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.
-Слышите? Вода льётся и мы её слышим. А если она льётся, значит, она какая? (ответы детей)
-Правильно! Она жидкая.
Опыт: «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки.
Воспитатель: В каком из стаканов видно ложечку, а в каком нет? Почему?
Дети: Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке-нет, потому что оно непрозрачное.
Опыт: «У воды нет вкуса»
Предложить детям попробовать питьевую воду на вкус. Есть ли у неё вкус?
Дети: Нет
Предложить ребятам в один стакан положить соль, в другой сахар и размешать.
Воспитатель: А сейчас попробуем. Какой стал вкус у первого стакана-солёный, а во втором -сладкий. Вода безвкусная, но приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
Совместная практическая деятельность
Воспитатель: Ребята, как выдумаете, в какой воде живут рыбки? (ответы детей) Правильно, в чистой.
Я для вас подготовила аквариум из бумаги и прикрепила свою рыбку. Но ей очень грустно быть одной и она просит у нас помочь приобрести новых друзей. На прошлом занятии по изобразительному искусству (аппликация, мы с вами сделали рыбок и я вам предлагаю наклеить их на наш аквариум.
-Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы они хорошо работали.
Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей!»
Дождик, дождик, веселей! (Каждым пальчиком правой руки стучим по ладошке левой руки)
Капай, капай, не жалей (Каждым пальчиком левой руки стучим по ладошке правой руки)
Только нас не замочи! (Грозим пальчиком)
Зря в окошко не стучи (Стучим кулачками)
Брызни в поле пуще: (Пальцы собираем в щепоть, резко раскрываем)
Будет травка гуще! (Шевелим растопыренными пальчиками)
(Дети распределяю своих рыбок по аквариуму).
Воспитатель: Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок. Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли рыбки приобрести друзей.
Капитошка: Спасибо вам ребята, я сегодня узнала многое о себе. Вы были хорошими исследователями. А чтобы вы помнили обо мне и не забывали, я подарю вам такие капельки. (Капитошка прощается и уходит)
Подведение итогов.
Что понравилось вам на занятии?
Для чего нам нужна вода?
Как нужно беречь воду?