Вера Шкурдода
Практикум по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила старший воспитатель ГБДОУ №114
Шкурдода Вера Сергеевна
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.
Задачи:
1. Представить практические способы организации детей в период адаптации.
2. Рассмотреть основные трудности при работе педагогов с родителями.
3. Обучить конструктивным способам общения с детьми.
Публикация «Практикум по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Здравствуйте, дорогие коллеги. Так как сегодня на нашей встрече присутствуют новые лица, предлагаю начать наш практикум по повышению психолого-педагогической компетенции в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к детскому саду с небольшой игры-знакомства.
Игра-знакомство «Прилетела птичка».
Старший воспитатель показывает игрушечную птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:
Прилетела птичка,
Синичка – невеличка.
К Елене Владимировне прилетела,
На педагогов посмотрела,
Дальше полетела.
Старший воспитатель поочерёдно сажает птичку на руку каждому воспитателю.
Я не случайно выбрала такую игру – её можно проводить с детьми в период адаптации к ДОУ, она помогает создать положительный эмоциональный настрой в группе, способствует формированию доверительных отношений со сверстниками и воспитателем.
Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама). Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой.
Одной из интересных игр, направленных на установление тактильного контакта и снятию эмоционального напряжения, является игра «Весёлый бубен». Давайте поиграем!
Игра «Веселый бубен».
Старший воспитатель привлекает внимание педагогов ярким бубном, протягивает бубен одному из воспитателей и сопровождает действия словами:
Поиграй нам, Лена, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем. (Педагог играет, остальные воспитатели хлопают в ладоши)
Поиграй нам, поиграй, Анне бубен передай. (Педагог передает бубен следующему участнику, и так по кругу).
Такая игра не только помогает ребёнку легче преодолеть стрессовую для него ситуацию адаптации к коллективу, наладить взаимоотношения не только с педагогом, но и со сверстниками.
Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом. Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру.
Практическое задание.
Сейчас вам необходимо разделиться на две группы. Первая группа составляет список релаксационных приёмов и игр, позволяющих снимать негативные эмоции у детей. Второй группе необходимо подготовить список приёмов и способов взаимодействия с детьми и семьёй, которые помогут ребёнку почувствовать себя в детском саду «как дома» (сюда можно также отнести и модели поведения воспитателя).
Примеры:
Приемы снятия психоэмоционального напряжения Приемы сближения педагога с детьми
1. Игры с песком и водой;
2. Игры с природными материалами;
3. Пальчиковая гимнастика под музыку;
4. Монотонные движения руками (нанизывания колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
5. Сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);
6. Рисование фломастерами, маркерами, красками;
7. Слушание негромкой, спокойной музыки (звуки природы, классическая музыка). 1. Любимые игрушки ребенка, принесенные из дома;
2. Альбом с фотографиями семьи;
3. Наличие уголка уединения;
4. Ласковая и негромкая речь педагога;
5. Отзывчивость, доброта, отношение к детям как к родным со стороны педагога;
6. Способность увлечённо играть и придумывать игры и истории, уметь вовлекать малышей в игры
Все перечисленные вами приёмы помогут создать в группе эмоционально благоприятную атмосферу. Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. Поэтому главной задачей перед педагогами групп раннего возраста становится обеспечение состояния эмоционального благополучия.
Приведу примеры игр, которые помогут вам отвлечь детей в период адаптации (Приложение 1).
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но в силах педагога сделать этот процесс максимально безболезненным. Давайте подытожим, какие мероприятия по облегчению периода адаптации у малышей нам следует использовать в работе?
• Воспитатель должен быть доброжелателен, терпелив, улыбаться по ситуации.
• Называть ребенка ласковым именем, как дома.
• Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
• Использовать игрушки-забавы (музыкальные, светящиеся, заводные и т. д.).
• При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание, петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
• Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с развитие тактильных ощущений).
• Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
• Игры, способствующие коммуникации детей друг с другом.
Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?
Предлагаю вам упражнение по решению педагогических ситуаций «Типичные вопросы родителей во время адаптации ребенка к детскому саду».
1. Родители спрашивают, как отучить ребенка от соски, ведь это не поощряется в дошкольном учреждении. Что можно порекомендовать? Напомню, речь идёт о периоде адаптации.
2. Родители жалуются, что ребёнок с трудом привыкает к режиму дня детского сада, потому что до поступления в детский сад дома не было никакого режима. Что можно посоветовать?
3. Первые три дня малыш с радостью шёл в детский сад, играл с воспитателем, рассматривал игрушки. Мама спокойно решила выйти на работу, но внезапно ребёнка будто подменили: начились капризы, истерики, крики, плач. Как вы думаете, что произошло и какие советы можно дать маме?
4. Мама мальчика постоянно ругает и наказывает малыша за слёзы. Что бы вы посоветовали маме?
5. Родители ребёнка часто отпрашиваются с работы, чтобы посидеть с малышом дома, привлекают бабушек и дедушек к «незапланированным» выходным. Малыш при этом очень тяжело адаптируется, капризничает, плачет. Что бы вы порекомендовали родителям?
Подсказки для педагогов
1. Родители начинают отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду. Этого делать ни в коем случае нельзя. Либо за 2-3 месяца до поступления в сад, либо после привыкания.
2. Болезненно реагируют на плач или уговоры пойти домой. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
3. Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
4. Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
5. Уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, попросить посидеть бабушку). Далее ребенок будет просить все настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка, и знают, когда он манипулирует ситуацией, а когда – на самом деле болеет.
6. Родители пугают детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!») и плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Работа с детьми очень ответственна, а при наборе группы она требует от педагогов ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, пунктуального соблюдения режима, умения, заниматься с одним ребенком, видеть всю группу. Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.
Лёгкой вам адаптации!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры игр в период адаптации
1. Способ снятия психоэмоционального напряжения через тактильные ощущения
Упражнение «Киска»
Игра «Нежно гладим мы зверят» (текст А. В. Головчак).
Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка – пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения:
- Нежно гладим мы зверят (ладошкой гладит игрушку 8 раз)
И зверята не пищат. Попищим поскорей, (сжимает игрушку 8 раз)
Чтобы было веселей.
2. Способ организации детей, психофизической разрядки
Игра «Разноцветные колечки» (текс В. Петровой).
Для игры нужно приготовить 20 цветных колечек. Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные колечки. Проходя мимо стоящих врассыпную детей, говорит:
Я по комнате хожу, Всем колечки покажу.
Вот колечки хороши, Посмотрите, малыши! Воспитатель, показывая кольцо, нечаянно роняет его.
Ой! Помогите, ребятки, собрать колечки.
Воспитатель разбрасывает колечки так, чтобы они раскатились по всей группе. Дети собирают кольца, нанизывают их на палочку.
3. Способ организации детей и переключения внимания
Игра «Шли – шли – шли, что- то нашли».
Воспитатель заранее подбирает и распределяет по группе или игровой площадке игрушки для игры. Затем приглашает малышей погулять с ней по группе и поискать что – нибудь интересное. Взрослый идет впереди и приговаривает:
Мы шли, шли, шли. Что это такое мы нашли? (воспитатель показывает игрушку, дети называют, что это, игрушка рассматривается, обыгрывается по желанию педагога). Потом воспитатель говорит: «Пойдем гулять дальше. Топ- топ – топ, топают ножки по дорожке. Мы шли, шли, что такое мы нашли?»
Чтобы закончить игру, нужно найти такие предметы, которые помогут переключить детей на другой вид деятельности, например, рисование или конструирование.