Наталья Тимченко
Практикум для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», потому что оно играет важную роль в формировании личности ребёнка. Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребёнка сопереживать, радоваться, побуждая ребёнка к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки. В нашем детском саду в процессе музыкальной образовательной деятельности проводится систематическая работа, направленная на воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.
Публикация «Практикум для воспитателей „Художественно-эстетическое развитие детей средствами музыки“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Для достижения цели всестороннего развития личности ребёнка предлагаю рассмотреть несколько задач с небольшими игровыми примерами.
1. Создавать эмоциональное благополучие и развивать коммуникативные навыки детей.
«Учись понимать друг друга». Встать по парам. Между правыми ладошками небольшой мячик. Под спокойную музыку, удерживая мячик между ладошками, выполнять любые движения. Далее выполнять движения между двумя ладошками с двумя мечами. Учиться чувствовать друг друга. В конце упражнения мячики оставить на ладошки у одного партнеры, не договариваясь вслух.
2. Следующая задача: развивать эстетическое восприятие и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, воспитывать любовь к музыке.
Мы приучаем детей слушать музыку, понимать ее и любить. Слушание музыки является одним из любимых видов музыкальной деятельности детей. Очень хорошо совмещать изобразительную деятельность с прослушиванием музыкального произведения. Например, если дети выполняют рисунки по зимней тематике, можно поставить на прослушивание музыкальное произведение Вивальди «Зима» и т. д.
А как один из примеров на внимательное слушание и понимания музыки проведем следующую игру. Эта же игра способствует развитию координаций движения и воспитывает бережному отношению друг к другу.
«Музыкальный круг». Звучит двухчастное музыкальное произведение, все сидят по кругу. В левой руке у всех лежат скорлупки грецкого ореха ил любой другой предмет. Под 1 часть музыки ритмически проговаривая слова, передавать скорлупу соседу справа. «У меня», - берут правой рукой скорлупу, - «У соседа», - передает правой рукой соседу на левую ладонь. Также со словами «Взял, отдал» и также продолжать по кругу. Под вторую часть произведения предмет кладут на колени и выполняют определенное задание. Например, все повернулись вправо и слегка похлопывают ладонями по спине впереди сидящего. По сигналу поворачиваются влево и продолжают похлопывания сидящим слева. Звучит опять первая часть музыки, передают предмет по кругу.
Развивать эстетическое восприятие и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, воспитывать любовь к музыке.
3. Еще одна из задач: формировать музыкальные и творческие способности воспитанников.
В этом направлении хорошо поможет музицирование. Дети любят играть на музыкальных и шумовых инструментах. Можно дать им задание: например, придумать свое маленькое произведение про весну, сыграть на металлофоне, и дать ему название. Интересно придумывать песенки, используя четверостишье А. Барто («Наша Таня», «Бычок» и т. д.).
Звучащие жесты – это первые инструменты человека, инструменты, которые всегда под рукой и которые позволяют организовать музицирование при отсутствии под рукой музыкальных инструментов. Звучащие жесты - это ритмические игры со своим телом.
«Капель» (можно проговаривать, а можно и пропевать на 2-х нотах)
С крыши капает капель
Кап, кап, кап, кап (щелчки пальцев сверху вниз).
Это к нам пришел апрель
Кап, кап, кап, кап (шлепки по груди).
Солнце припекло сильней
Кап, кап, кап, кап (шлепки по коленям).
И капель звенит быстрей
Кап, кап, кап, кап (ритмически маршировать на месте).
Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами развивает чувство ритма, моторику, хорошую артикуляцию у детей, также вводит детей в мир динамических оттенков. Дети не заметно для себя выучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением.
«Апрель».
Апрель, апрель! Отбивание ритма слов ложками
На дворе звенит капель. треугольником
По лесам бегут ручьи звук металлофона: быстрый подъем
вверх и вниз
Разбежались муравьи. шуршание бумаги
Пробирается медведь трещетка
Сквозь густой валежник.
Стали птицы звонко петь свистулька
И расцвел подснежник. колокольчик
Можно рассказывать сказки-шумелки. Обозначить каким инструментом или предметом озвучивается герой, та или иная строчка.
Музыка поможет нам и в режимных моментах. Если утром в группах звучит солнечная мажорная классическая музыка или добрые песни с хорошим текстом, то расставание с родителями в приёмной групповой комнаты будет проходить намного легче и безболезненней.
Использование ритмичной музыки на утренней гимнастике даёт заряд бодрости и оптимизма на весь день.
Во время прогулок можно проводить музыкальные игры, хороводы, разученные на музыкальных занятиях.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка.
Музыка в повседневной жизни должна быть фоновой, степень звучания «не громко». В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно, но в зависимости от вида деятельности и даже настроения детей.
Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства и на его отношение к окружающим явлениям.