Галина Хощенко
Практикум для родителей «Семья и семейные отношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам семейного воспитания.
Задачи:
- ознакомление с понятиями «семья» и «семейные отношения»;
- развитие коммуникативных навыков участников;
- развитие умения прислушиваться к детским высказываниям.
Публикация «Практикум для родителей „Семья и семейные отношения“» размещена в разделах
Материалы: картинка-загадка формата А4 с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7, буквы Я; рисунок дерева формата А1; листья деревьев желтого, красного, зеленого, синего, коричневого цвета – по 5 шт. на каждого участника; корзина; картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса; ручки и листы бумаги по количеству участников, карточки разного цвета с изображением маленького и большого круга; листы бумаги формата А4, фломастеры, магниты; презентация для родителей.
Предварительная работа:
- проведение занятия с детьми 5-6 лет на тему «Семья»;
- домашнее задание для родителей и детей – совместный рисунок «Герб семьи»;
- запись видеоинтервью с детьми на тему «Что такое семья?»;
- рисунки детей на тему «Особый день моей семьи»;
- подготовка раздаточных материалов для практикума, в том числе презентации «Семья и семейные отношения».
Место проведения: музыкальный зал.
Количество участников: 10-14 человек.
Время проведения: 60 мин.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход практикума
Участники рассаживаются по кругу.
Инструкция. Поприветствовав родителей, ведущий демонстрирует картинки с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7, буквы Я: «Посмотрите внимательно на эти картинки. Что объединяет все эти предметы?»
Выслушав все предложения, ведущий объявляет тему практикума и предлагает перейти к выполнению упражнения «Чудо дерево».
1. Упражнение «Чудо дерево»
Цели: знакомство участников, разрядка обстановки.
Инструкция. Ведущий и родители встают в круг. Каждому участнику предлагается выбрать листок того цвета, который у него ассоциируется с его семьей, написать на нем свое имя (или имя и отчество, если как участник хочет, чтобы к нему так обращались) и прикрепить на дерево. Прикрепляя листик на дерево, каждый участник называет свое имя (имя, отчество) и цвет, например: «Меня зовут Таня, мой цвет – желтый. Он похож на… (называет, на что он похож) в моей семье». Каждый участник практикума высказывается о своем выборе.
После выполнения упражнения ведущий делает вывод: «Посмотрите, какое разноцветное дерево у нас получилось. На нем можно увидеть листья разного цвета: желтого, красного, коричневого, зеленого. Все листья разные. Точно также и семьи – все разные. Одинаковых семей быть не может. У каждой семьи бывает разное настроение (веселое, грустное, спокойное, как и у нашего «Чудо - дерева».
2. Упражнение «Корзина»
Цель: развитие коммуникативных навыков участников
Инструкция. В руках у ведущего корзина, в которой лежат картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса. Каждый участник по очереди вынимает одну картинку и называет возможные (не менее двух) варианты применения в семье изображенного предмета.
После того как упражнение выполнено, ведущий предлагает поразмышлять над понятиями «семья» и «семейные отношения» : «Как вы думаете, что такое «семья»? А что такое «семейные отношения»?
(Участники практикума предлагают варианты ответов)
Семья – один из древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования.
Семья характеризуется взаимоотношениями родителей и детей; их эмоциональными проявлениями; принятыми в семье нормами поведения. Благополучие семьи определяется доброжелательностью ее членов к друг другу; стремлением взять ответственность на себя; умением каждого отнестись к себе критически.
Дошкольники склонны к подражательности. Находясь рядом с родителями, они копируют жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки близких.
У всех родителей современных дошкольников преобладает оценочная позиция. Они, прежде всего, ориентированы на какие-либо конкретные качества и достижения ребенка, которые хотят видеть в нем.
3. Упражнение «Что такое семья?»
Цель: развитие коммуникативных навыков участников
Инструкция. Жеребьевкой (выбрав карточку синего или красного цвета) участники делятся на две команды – «дети» и «взрослые».
Каждой команде предлагается заполнить бланк.
Варианты ответов
дети родители
Задание ведущего: «Мы часто используем слово «семья». Подумайте и запишите на своих бланках слова-ассоциации словосочетания, которые могли бы сказать дети и взрослые о семье. Команда «взрослых» выполняет задание с позиции взрослых, а команда «детей» - с позиции детей».
Примечание. На выполнение задания отводится две минуты.
После выполнения задания каждая команда представляет свои варианты. Психолог обобщает все высказывания и делает вывод, например семья – это :
- поддержка;
- взаимопонимание;
- забота;
- взаимная любовь;
- ответственность;
- родные, близкие;
- совместные игры.
4. Просмотр рисунков и видеоинтервью детей
Используются рисунки и видеоинтервью детей, с родителями которых проводится практикум, но можно показать видеоинтервью и другим родителям.
Цель: развитие умения прислушиваться к детским высказываниям.
Примеры подписей к детским рисункам:
- «Семья радуется, когда много цветов»;
- «Поехали на Черное море»;
- «Мы гуляем в парке»;
- «Мы все дружно идем в детский сад. Мама и папа ведут меня в детский сад»;
- «Когда наша семья разговаривает о чем-то хорошем»;
- «Мы собираем цветы»;
- «Мы гуляем, отдыхаем, делаем разминку».
Высказывания детей из интервью (представлены именно так, как говорили сами дети) :
- «Семья - это мама, папа, братья, сестры. Когда они о нас заботятся и по ночам рассказывают сказки»;
- «Семья – это жизнь. Когда мама гуляет с маленькими детьми. Папа на работе. Папа отвозит нас с мамой в цирк. Когда папа и мама любят посидеть, посмотреть телевизор»;
- «Семья – это когда ходят гулять, спать друг с другом, родить кого-то, дружить с кем-нибудь. Семью всегда нужно любить»;
- «Семья – это когда есть папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат. Это все семья»;
- «Семья – это когда все вместе: с дочкой, с братом. Вот что такое семья».
Примечание. По окончании просмотра видеоинтервью обсуждение с участниками практикума не проводится.
5. Завершение практикума
Ведущий и родители располагаются по кругу. Ведущий подводит итоги, просит участников поделиться своими ощущениями, впечатлениями, эмоциями, пожеланиями; предлагает взрослым хоть иногда опускаться на уровень детей, смотреть на мир с высоты их роста, лет, их хоть и маленького, но своего собственного опыта. В завершение ведущий рассказывает притчу:
«Идет прохожий и видит – люди что-то строят.
- Что ты делаешь? – спрашивает он одного каменщика.
- Я укладываю кирпичи, - отвечает тот.
- А ты что делаешь? – спрашивает он второго.
- Я возвожу стену, - отвечает второй.
- А ты что делаешь? – спрашивает он третьего.
- Я строю Храм, - был ответ.
Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости».
Далее ведущий предлагает участникам встать в круг, образовав большое солнышко, и сказать: «Желаю всем радости!»