Наталия Заикина
Практикум для родителей «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы
с детьми дошкольного возраста, по развитию речи"
I. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико.
Публикация «Практикум для родителей „Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями.
Одной из наиболее актуальных проблем коррекционной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями.
Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с речевыми нарушениями к школьному обучению.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда (воспитателя) и родителей.
Вы, как родители, должны знать, что является отклонением от правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет Вам вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть выправлен скорее. Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его лечить.
Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств
1. Нарушения звукопроизношения.
К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие (его называют также дислалией) и дизартрию - нечленораздельную речь.
Косноязычие выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах, в искажении звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.
2. Нарушения ритма и темпа речи.
Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов:
Первый вид: она или очень замедляется, или очень ускоряется
Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения.
Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д.
Лечение заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость (с помощью лекарств, физиотерапии).
Второй вид связан с судорожным спазмом речевых мышц. Это заикание
3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
Главное, что хотелось бы здесь подчеркнуть: при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны падать духом.
4. Недоразвитие речи
Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения.
У детей, страдающих алалией, речь развивается поздно, запас слов пополняется медленно, и используются в речи они неправильно. Ребенок часто ищет нужную последовательность звуков в слове, но не может ее найти: это приводит к многократным повторениям, перестановке слогов, искажению слов.
У детей наблюдается недостаточное развитие моторики - они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из них с большим трудом могут научиться одеваться, причесываться и т. д.
Со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, но вы должны помогать малышу настойчиво, с любовью и верой в успех. Этими формами расстройств занимается логопед.
Ну а мы на занятиях с детьми по ЗКР учимся правильно делать артикуляционную гимнастику, не мало важную роль отводим играм на развитие фонематического слуха, и развиваем речевое дыхание.
Мы с Вами рассмотрим формы коррекционной работы по формированию и развитию речи.
Основным средством развития речи детей отводится артикуляционной и пальчиковой гимнастике.
Формирование правильного произношения звуков сложный и длительный процесс, когда ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Артикуляционная гимнастика – представляет собой комплекс артикуляционных упражнений, правильно выполняемых детьми
с взрослым.
Основное назначение артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
• Благодаря занятиям, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.
• Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начинает заниматься логопед; их мышцы будут уже подготовлены.
• Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
• Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво. А это является основой при обучении письма на начальном этапе.
Не мало важную роль отводим играм на развитие фонематического слуха, и развиваем речевое дыхание, занимаемся логоритмикой (сочетают в себе движения, речь и музыку)
Развиваем речевое дыхание
Развивать умение правильно дышать при речи особенно важно потому,
что скоро ваш ребёнок приступит к чтению и ему понадобится
полноценное дыхание.
- Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим;
- Важно, чтобы выдох не был резким;
- Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.
- Научите ребёнка дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки. («Горячий чай»)
- Изобразите море : на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое "ш-ш-ш". Дети постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать "настоящую бурю".
- При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: "п-п-п" и объясните, что подул порывистый ветер.
Развиваем фонематический слух
- привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице ("Слышишь, стучат: тук-тук!", "Это птицы поют!",
- Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо, а как большая (громко, пусть ребенок повторит за вами.
Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.
• Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта(«иголочка, лопаточка, чашечка, змейка»)
• Развитие подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами( «улыбочка, трубочка, бублик»)
• Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.
Если с ребенком занимается логопед, он подберет те упражнения, которые необходимы для постановки конкретного звука.
Если вы занимаетесь с ребёнком самостоятельно, просто для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, то нужно помнить следующее:
- с ребенком, у которого язык малоподвижен (во рту "каша" или ребенок вообще не говорит, надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Трубочка», «Грибок»;
- переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. «Часики», «Лошадка», «Змейка».
Ближе к четырем годам уже можно попробовать учить малыша отыскивать звук в слове. Не произносите пока слово "звук": "Посмотри на картинку. Это цапля. Скажи, пожалуйста, в слове "цапля" есть "ц" или нет?" (Звук "ц" постарайтесь выделить голосом.) И малыш, к примеру, хлопает в ладоши, подтверждая: есть "ц". Потом можно показать и назвать другую картинку или игрушку, в названии которой нет "ц", и опять спросить ребенка.
Возможно, малыш и не захочет сразу заниматься такой работой, не заставляйте его, переждите, а потом сделайте второй заход, естественно, в игровой форме: "Лягушка громко квакает в болоте: ква-ква-ква! Есть ли в ее кваканье "к"? Ну-ка посмотри на картинку, вот лягушка. Как она квакает?"
Пальчиковая гимнастика и мелкая моторика, игры с использованием шариков и камешков
• Способствует овладению навыками мелкой моторики, пальцы левой и правой руки необходимо нагружать равномерно;
• Помогает развивать речь ребенка, т. к. идет сопровождение в стихотворной форме;
• Повышает работоспособность коры головного мозга (в каждом стихотворении пальчики загибаются в определённой последовательности)
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение (очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги.)
• Снимает тревожность.
Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.
Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, - тренируйте его. Здесь вам поможет чтение, ну, и, конечно, игры
II. Практическая часть с детьми
Показ артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, игры на развитие мелкой моторики с детьми:
• гимнастика язычка;(с зеркалом, «уборка в домике»,
• артикуляционные упражнения;(лопатка, иголочка, чашечка, дудочка,
орешки, змейка; улыбочка, трубочка, бублик, слоник пьёт)
• логоритмика (игры на развитие дыхания, на развитие голоса, формирование ритмического чувства)
«Ранняя весна» В один из весенних дней подул сильный ветер. Давайте покажем, как сильный ветер колышет деревья. Поднимем руки, это у нас веточки, носиком вдохнули, а губки вытянули трубочкой. Сильный ветер раскачивает веточки дерева. А сейчас слабый ветерок (слегка качаются, не так сильно раскачивает деревья).
В лесу слышно много звуков, послушайте своими ушками например, как
«скрипит старое дерево»: носиком вдохнули, руку положили на горлышко;
«воет ветре в ветвях деревьев» (от низкого к высокому голосу, помогая пальчиком) «у-у-у-ух»;
«шелестят ветки на ветру»: носиком вдохнули, руки положили на животик «ш-ш-ш-ш»;
«филин» : (от низкого к высокому) «у-У».
С крыши капают сосульки. Сколько капелек упало на землю, посчитайте.
А теперь закройте глаза и послушайте быстро или медленно капают капельки. (стучать по очереди).
Дети вместе со взрослым показывают, как 3 капельки капают медленно и быстро.
• Игры на развитие фонематического слуха
хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• самомассаж и массаж кистей и пальцев рук:
1. потирание ладоней, пока не появится между ними тепло;
2. постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой;
"Игра-массаж "Кусачий котенок"
поочередно на каждое слово стиха «кусает» большим и указательным пальцем ногтевые фаланги.
Кусается сильно котенок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: кыш!
3. Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих)
4. Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем - без помощи другой руки;
5. Растопырить пальцы и пошевелить ими;
6. Хлопки:
- обычные;
- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом
другая;
- хлопки ладонями, сложенными чашечками;
• пальчиковые игры «Превращения пальчиков»: замочек, фонарики,
петушок, рыбка, дельфинчик, волна, лодочка, пароход (гудит):
птичка,
«Белочка» (сжаты в кулачок, разгибают с большого)
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке –сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому….
«Жук» (сжать в кулак, указ. и мизинец развести в стороны, пошевелить
«усиками»)
Жук сидит на веточке.
Вы не бойтесь, деточки.
Попробуйте –ка сами
Пошевелить усами!
«Веселые пальчики» (сгибать начиная с мезинца)
Это пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал,
А это пальчик всё съел,
Оттого и потолстел
III. А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игры на мелкую моторику
• игры с мелкими предметами (разложи по цвету камешки, по форме, отдели фасоль от гороха и т. д.);
завязывание узлов на тонкой и толстой верёвке;
катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
Разминка для родителей.
Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее) .
Здесь главное заинтересовать ребенка, превратить рутинный процесс в увлекательную игру. Например если вы перебираете крупу - вспомните сказку про Золушку, предложите ребенку помочь несчастной Золушке, а потом нарисуйте на крупе улыбающееся солнышко или уча ребенка зашнуровывать ботинки произнесите веселый стишок, сопровождающий каждое движение рук:
Ты хочешь завязать шнурки?
Не бойся, это пустяки.
Берёшь шнурок, петля крючок,
О, чудо! Вышел узелок