МААМ-картинки

Практикум для родителей «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи»

Наталия Заикина
Практикум для родителей «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы

с детьми дошкольного возраста, по развитию речи"

I. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико.

Публикация «Практикум для родителей „Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи“» размещена в разделах

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями.

Одной из наиболее актуальных проблем коррекционной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями.

Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с речевыми нарушениями к школьному обучению.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда (воспитателя) и родителей.

Вы, как родители, должны знать, что является отклонением от правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет Вам вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть выправлен скорее. Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его лечить.

Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств

1. Нарушения звукопроизношения.

К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие (его называют также дислалией) и дизартрию - нечленораздельную речь.

Косноязычие выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах, в искажении звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.

2. Нарушения ритма и темпа речи.

Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов:

Первый вид: она или очень замедляется, или очень ускоряется

Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения.

Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д.

Лечение заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость (с помощью лекарств, физиотерапии).

Второй вид связан с судорожным спазмом речевых мышц. Это заикание

3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.

Главное, что хотелось бы здесь подчеркнуть: при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны падать духом.

4. Недоразвитие речи

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения.

У детей, страдающих алалией, речь развивается поздно, запас слов пополняется медленно, и используются в речи они неправильно. Ребенок часто ищет нужную последовательность звуков в слове, но не может ее найти: это приводит к многократным повторениям, перестановке слогов, искажению слов.

У детей наблюдается недостаточное развитие моторики - они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из них с большим трудом могут научиться одеваться, причесываться и т. д.

Со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, но вы должны помогать малышу настойчиво, с любовью и верой в успех. Этими формами расстройств занимается логопед.

Ну а мы на занятиях с детьми по ЗКР учимся правильно делать артикуляционную гимнастику, не мало важную роль отводим играм на развитие фонематического слуха, и развиваем речевое дыхание.

Мы с Вами рассмотрим формы коррекционной работы по формированию и развитию речи.

Основным средством развития речи детей отводится артикуляционной и пальчиковой гимнастике.

Формирование правильного произношения звуков сложный и длительный процесс, когда ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Артикуляционная гимнастика – представляет собой комплекс артикуляционных упражнений, правильно выполняемых детьми

с взрослым.

Основное назначение артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

• Благодаря занятиям, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.

• Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начинает заниматься логопед; их мышцы будут уже подготовлены.

• Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

• Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво. А это является основой при обучении письма на начальном этапе.

Не мало важную роль отводим играм на развитие фонематического слуха, и развиваем речевое дыхание, занимаемся логоритмикой (сочетают в себе движения, речь и музыку)

Развиваем речевое дыхание

Развивать умение правильно дышать при речи особенно важно потому,

что скоро ваш ребёнок приступит к чтению и ему понадобится

полноценное дыхание.

- Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим;

- Важно, чтобы выдох не был резким;

- Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

- Научите ребёнка дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки. («Горячий чай»)

- Изобразите море : на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое "ш-ш-ш". Дети постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать "настоящую бурю".

- При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: "п-п-п" и объясните, что подул порывистый ветер.

Развиваем фонематический слух

- привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице ("Слышишь, стучат: тук-тук!", "Это птицы поют!",

- Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо, а как большая (громко, пусть ребенок повторит за вами.

Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.

• Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта(«иголочка, лопаточка, чашечка, змейка»)

• Развитие подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами( «улыбочка, трубочка, бублик»)

• Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

Если с ребенком занимается логопед, он подберет те упражнения, которые необходимы для постановки конкретного звука.

Если вы занимаетесь с ребёнком самостоятельно, просто для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, то нужно помнить следующее:

- с ребенком, у которого язык малоподвижен (во рту "каша" или ребенок вообще не говорит, надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Трубочка», «Грибок»;

- переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. «Часики», «Лошадка», «Змейка».

Ближе к четырем годам уже можно попробовать учить малыша отыскивать звук в слове. Не произносите пока слово "звук": "Посмотри на картинку. Это цапля. Скажи, пожалуйста, в слове "цапля" есть "ц" или нет?" (Звук "ц" постарайтесь выделить голосом.) И малыш, к примеру, хлопает в ладоши, подтверждая: есть "ц". Потом можно показать и назвать другую картинку или игрушку, в названии которой нет "ц", и опять спросить ребенка.

Возможно, малыш и не захочет сразу заниматься такой работой, не заставляйте его, переждите, а потом сделайте второй заход, естественно, в игровой форме: "Лягушка громко квакает в болоте: ква-ква-ква! Есть ли в ее кваканье "к"? Ну-ка посмотри на картинку, вот лягушка. Как она квакает?"

Пальчиковая гимнастика и мелкая моторика, игры с использованием шариков и камешков

• Способствует овладению навыками мелкой моторики, пальцы левой и правой руки необходимо нагружать равномерно;

• Помогает развивать речь ребенка, т. к. идет сопровождение в стихотворной форме;

• Повышает работоспособность коры головного мозга (в каждом стихотворении пальчики загибаются в определённой последовательности)

• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение (очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги.)

• Снимает тревожность.

Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.

Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, - тренируйте его. Здесь вам поможет чтение, ну, и, конечно, игры

II. Практическая часть с детьми

Показ артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, игры на развитие мелкой моторики с детьми:

• гимнастика язычка;(с зеркалом, «уборка в домике»,

• артикуляционные упражнения;(лопатка, иголочка, чашечка, дудочка,

орешки, змейка; улыбочка, трубочка, бублик, слоник пьёт)

• логоритмика (игры на развитие дыхания, на развитие голоса, формирование ритмического чувства)

«Ранняя весна» В один из весенних дней подул сильный ветер. Давайте покажем, как сильный ветер колышет деревья. Поднимем руки, это у нас веточки, носиком вдохнули, а губки вытянули трубочкой. Сильный ветер раскачивает веточки дерева. А сейчас слабый ветерок (слегка качаются, не так сильно раскачивает деревья).

В лесу слышно много звуков, послушайте своими ушками например, как

«скрипит старое дерево»: носиком вдохнули, руку положили на горлышко;

«воет ветре в ветвях деревьев» (от низкого к высокому голосу, помогая пальчиком) «у-у-у-ух»;

«шелестят ветки на ветру»: носиком вдохнули, руки положили на животик «ш-ш-ш-ш»;

«филин» : (от низкого к высокому) «у-У».

С крыши капают сосульки. Сколько капелек упало на землю, посчитайте.

А теперь закройте глаза и послушайте быстро или медленно капают капельки. (стучать по очереди).

Дети вместе со взрослым показывают, как 3 капельки капают медленно и быстро.

• Игры на развитие фонематического слуха

хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

• самомассаж и массаж кистей и пальцев рук:

1. потирание ладоней, пока не появится между ними тепло;

2. постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой;

"Игра-массаж "Кусачий котенок"

поочередно на каждое слово стиха «кусает» большим и указательным пальцем ногтевые фаланги.

Кусается сильно котенок - глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,

Скажу тебе: кыш!

3. Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих)

4. Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем - без помощи другой руки;

5. Растопырить пальцы и пошевелить ими;

6. Хлопки:

- обычные;

- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом

другая;

- хлопки ладонями, сложенными чашечками;

• пальчиковые игры «Превращения пальчиков»: замочек, фонарики,

петушок, рыбка, дельфинчик, волна, лодочка, пароход (гудит):

птичка,

«Белочка» (сжаты в кулачок, разгибают с большого)

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисичке –сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому….

«Жук» (сжать в кулак, указ. и мизинец развести в стороны, пошевелить

«усиками»)

Жук сидит на веточке.

Вы не бойтесь, деточки.

Попробуйте –ка сами

Пошевелить усами!

«Веселые пальчики» (сгибать начиная с мезинца)

Это пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал,

А это пальчик всё съел,

Оттого и потолстел

III. А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игры на мелкую моторику

• игры с мелкими предметами (разложи по цвету камешки, по форме, отдели фасоль от гороха и т. д.);

завязывание узлов на тонкой и толстой верёвке;

катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Разминка для родителей.

Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее) .

Здесь главное заинтересовать ребенка, превратить рутинный процесс в увлекательную игру. Например если вы перебираете крупу - вспомните сказку про Золушку, предложите ребенку помочь несчастной Золушке, а потом нарисуйте на крупе улыбающееся солнышко или уча ребенка зашнуровывать ботинки произнесите веселый стишок, сопровождающий каждое движение рук:

Ты хочешь завязать шнурки?

Не бойся, это пустяки.

Берёшь шнурок, петля крючок,

О, чудо! Вышел узелок

Публикации по теме:

«Играйте вместе с детьми!» Семинар-практикум для родителей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Искорка»п. Искра Буденновского района» Семинар-практикум.

Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста Тема: «Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста» 2. В Федеральном Государственном образовательном.

Семинар-практикум для родителей с детьми «Играйте вместе с детьми» «Играйте вместе с детьми» Цель: Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредствам включения в совместную игровую деятельность. Создание.

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста «В гости на птичий двор» с элементами ТРИЗ технологий Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми раннего возраста на тему «В гости на птичий двор» с элементами ТРИЗ технологий.

Консультация для родителей «Эффективные методы работы с детьми по развитию мелкой моторики» Как известно, значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель: • Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. • Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов.

Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Применение коррекционных технологий при работе с детьми с расстройством аутистического спектра Дети с расстройством аутистического спектра.

Проект для работы с детьми 5–7 лет «Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ПОДПОРОЖСКИЙ.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте-основа, фундамент для ребёнка» Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка» МКДОУ Облепихинский детский сад Воспитатель.

Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию дидактических игр для развития речи Цель: развитие компетентности родителей в использовании дидактических игр для развития речи ребенка в семье. Задачи: 1. Расширить представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи»
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 18:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для родителей «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Заикина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД