Маргарита Филина
Семинар-практикум для родителей с детьми «Играйте вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Играйте вместе с детьми»
Цель: Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредствам включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного. Благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.
Семинар-практикум состоит из двух частей: теоретический блок и практический блок. Количество участников: 12 детей и 12 родителей. (по 6 детей старшей и подготовительной группы)
Время проведения: 60 минут
Место проведения: музыкальный зал.
I часть: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Публикация «Семинар-практикум для родителей с детьми „Играйте вместе с детьми“» размещена в разделах
Теоретический блок проводится без присутствия детей.
Педагог: (в начале встречи педагог делает короткое вступление об активности темы практикума). «Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятие. К примеру, расспрашивая ребенка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребенок спал или что ел. С каждым годом все больше времени ребенок тратит на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, все меньше времени отводится игре.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться малейшие новообразования, но при этом она занимает все меньше места в жизни детей.
Особое внимание уделяется творческому характеру игры, ее содействию развитию воображения, мышления, речи ребенка. А наблюдая за игрой, можно много сказать об уровне развития ребенка в целом. Игра является действенной формой взаимопомощи. Ведь в ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.
В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в роли мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.
Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Ребенок будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот кто уже умеет играть и знает интересные игры. Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Особенности игровой деятельности 5-6 лет – коллективная игра со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация. Данный семинар – практикум полезен и родителям и детям. Участие родителей в нем позволит повысить свою психологическую культуру, познакомиться с разными видами игр, используемых с детьми дошкольного возраста, и применить используемый опыт в общении со своим ребенком».
Упражнение «Ассоциации» Р
одители получают задание нарисовать ассоциации, которые возникают у них при слове «игра». После выполнения упражнения выслушиваются ответы и демонстрируются рисунки.
Упражнение «Закончи предложение»
Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение.
Лист для ответов к упражнению «Закончи предложение»
Когда мой ребенок играет, то…
Если ребенок просит с ним поиграть, а я чем-то занята, то….
Ребенок любит играть с папой, когда….
Чаще всего мой ребенок играет….
Любимая игра моего ребенка – это….
После выполнения упражнения зачитываются и обсуждаются ответы родителей.
II часть. Практический блок. (По окончании теоретической части в музыкальный зал приглашаются дети)
Упражнение «знакомство»
Упражнение проводится совместно с родителями и детьми. Все участники садятся в круг, каждый кратко называет свое имя и с кем он находится здесь, например: «Меня зову Катя. Я пришла с папой, мамой, бабушкой, дедушкой». «Меня зовут Галина Семеновна. Я мама Кати». Дети и родители рисуют визитные карточки своей семьи.
Игра «Игры детства»
Предложить родителям вспомнить игры своего детства и поиграть всем вместе в них (подвижные игры).
Упражнение «Какую игрушку выбрал ваш ребенок?»
Педагог заранее проводит опрос детей «Какую игрушку ты выбираешь? Почему?» Ответы детей записываются на видео. Детям предлагаются игрушки или картинки с их изображением, например; кукла, настольно-печатная игра, мяч, конструктор, бубен, скакалка, машина. Теперь родители должны выбрать картинку (или игрушку). Но подумав о том, какую бы игрушку выбрал их ребенок. После произведенного выбора варианты ответов детей и родителей сравниваются. Просмотр видеозаписи с объяснениями ребенка о выбранной игрушке.
Упражнение «Определи игру»
Все участники практикума разбиваются на две подгруппы. Каждой подгруппе предлагаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм : магазин, поликлиника. Родителям и детям с помощью атрибутов предложить развернуть ролевое взаимодействие, назвать как можно больше ролей к данным сюжетно-ролевым играм.
Пальчиковая игра «Домик»
Познакомить родителей и детей с пальчиковой игрой «Домик».
Под грибом – шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком).
Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается) Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу). А на нем- дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки). Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе). На столе – тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку; ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони). И блины горой стоят- Угощенье для ребят.
Игра «Дождь в лесу» Дети становятся в круг друг за другом- они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослые могут образовать свой круг. Педагог читает текст, дети и взрослые выполняют действия: «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянуться, чтобы каждая согрелась (встают на мыски, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются (раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди человека). Дождик стучит все сильнее и сильнее (усиливают движения пальцев). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (гладя ладошками спину впереди стоящего). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались (улыбаются, стряхнули с листьев лишни капли дождя (трясут руками, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Игра – инсценировка сказки «Колобок» Пред началом инсценировки между родителями распределяются роли (колобок, лиса, волк, медведь, заяц, раздаются костюмы и шапочки героев. Педагог читает сказку, а участники выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая свои слова. Родители играют, дети смотрят.
Игровое упражнение «Украсим коврик» На столе разложить ткань, бусы, мелкий бросовый материал и предложить родителям со своим ребенком украсить коврик. Если останется время – пришить пуговицы, бусины, создав при этом свой коврик. По окончании выполнения работы совместно созданную работу можно предложить родителям забрать с собой.
В заключение педагог предлагает обменяться мнениями о проведенном совместном практикуме. (Педагог бросает мяч в руки любому из родителей, тот ловит мяч и рассказывает что интересного они узнали и готовы использовать в воспитании своего ребенка.)