Петрова Наталья Валерьевна
Практикум для педагогов «Школа общения с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Приветствие.
Цель: снятие эмоционального напряжения, объединения участников.
Все участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такая!» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Все участники повторяют.
Сегодняшний семинар-практикум мы посвятим вопросу общения воспитателя с родителями воспитанников.
Публикация «Практикум для педагогов „Школа общения с родителями“» размещена в разделах
На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная. И хочется сказать, что такое просто невозможно. У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Статистика озвучивает нам итоги анкетирования педагогов детского сада - большинство считают, что тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения детей необходимо. Многие педагоги испытывают трудности в общении с родителями. Причиной этого считают: нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного характера, неблагополучные семьи, которые не считают нужным общаться с воспитателями.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов - организация совместных праздников, тематических встреч, тренингов детско-родительских отношений, родительские собрания по плану ДОУ и т. д., основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Трудностей в организации общения с родителями много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Педагоги, испытывая затруднения в общении с родителями воспитанников считают, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Воспитателям предлагается в группах по 4-5 человек создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у него отрицательные чувства и портрет родителя, общение с которым вызывает положительные эмоции и с которым хочется дальше взаимодействовать. Какими качествами мы можем наделить таких родителей?
Есть ли у вас в практике такие родители?
Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые нам неприятны?
Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем - то не устраивает любой из родителей.
Давайте в свободной форме просто вспомним какие мы можем иметь претензии к родителям наших воспитанников, пусть они будут незначительные, но конкретные.
- А как по вашему мнению, есть ли претензии у родителей к вам?
- Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?
Общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите самим себе и родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.
Упражнение. Давайте попробуем разыграть ситуацию.
2 человека – роль воспитателя и роль родителя. Остальные участники – аквариум. Я предлагаю смоделировать типичное общение педагога с родителями.
Воспитателю необходимо донести до родителя важную как ему кажется информацию.
Воспитатель получает листок, на котором написана ситуация.
Для воспитателя этот ребенок с оценкой «не» - непослушный, неуправляемый, невоспитанный и прочее.
Для мамы – это прежде всего любимое дитя, нуждающееся в опеке и защите. Мама очень спешит и должна это демонстрировать невербальными способами (смотреть на часы, на дверь, выражать нетерпение и др.)
Ситуация 1 «Ребенок обижает другого воспитанника: обсыпает песком, толкает, бьет или кусает»
Ситуация 2 «Ребенок не хочет заниматься, он не усваивает программу»
Вопросы к маме:
Какое впечатление у вас от воспитателя?
Как воспитатель относится к вашему ребенку?
Довольны ли вы беседой?
Как на ваш взгляд, воспитатель должен проводить беседу?
Вопросы к воспитателю:
Что вы хотели от мамы?
Удалось ли вам задуманное? что мешало?
С какими трудностями столкнулись?
Вопросы к аквариуму:
Это был диалог?монолог, два монолога?
Почему? Что необходимо для диалога?
Что помогало или мешало эффективному взаимодействию обеих сторон?
Часто такое взаимодействие выливается в непонимание с обеих сторон, приводит к появлению взаимных претензий.
Поскольку педагог видит цель такого общения – переложить ответственность за успеваемость и поведение ребенка на плечи родителей. Это общение таким образом перерастает в монолог педагога, состоящий из жалоб на ребенка или отчитываний родителя за ребенка.
Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного общения не только к ребенку, но и к педагогу, не способствуют возникновению желания сотрудничать с детским садом в деле воспитания и обучения его ребенка.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» - чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
· Улыбка,
· имя собеседника
· комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Существуют специальные техники запоминания имен собеседников. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя в самые первые минуты общения, можно несколько раз.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.