Рашкуева Елена
Практикум для воспитателей «Самоанализ опыта общения с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Новосибирска «Детский сад №373 комбинированного вида
«Скворушка»
Практикум для воспитателей.
Самоанализ опыта общения с родителями.
Рашкуева Елена Васильевна
Музыкальный руководитель
Публикация «Практикум для воспитателей „Самоанализ опыта общения с родителями“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Самоанализ
- Семинар, практикум
- Темочки
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией (коммуникация, выработку общей тактики и стратегии взаимодействия (интеракция, восприятие и понимание партнерами друг друга (социальная перцепция).
В коммуникативной стороне общения решающее значение имеет ориентация партнеров на установки, ценности, мотивы каждого как активного субъекта общения. Интерактивная сторона общения раскрывается в способах обмена действиями: кооперации, конкуренции и - особом случае взаимодействия - конфликте. Перцептивная сторона общения включает процесс формирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состояние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным механизмам перцептивной стороны общения относятся идентификация (отождествление себя с партнером, эмоциональное чувствование – эмпатия) и рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»).
Овладеть навыками общения помогают определенные знания в области психологии общения.
Предлагаемые ниже тесты, упражнения и задания для воспитателей направлены на самоанализ собственного опыта общения с родителями воспитанников и на развитие техники общения (совокупность приемов, с помощью которых можно управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, а также воздействовать на другого).
Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза, зарисуйте и запишите свой ответ.
Задание для самопроверки знаний в области психологии общения.
Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.
1. Мешают доброму взаимопониманию грубый тон, назидательность речи.
2. Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова говорят о неуверенности в себе.
3. Одна из наиболее информативных частей лица глаза.
4. Губы поданы вперед и нервно подрагивают – собеседник обиделся и готов заплакать.
5. Поглаживание подбородка говорит о раздумье, о желании принять решение.
6. Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов - умение считаться с интересами других людей.
7. Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но неэффективно, а часто и вредно.
Задание «Выбери верный ответ»
Цель. Развитие умения адекватно воспринимать ситуации межличностного общения.
Задача. Выбор варианта ответа, который является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).
Первое суждение. Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки : а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми; б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооценка затрудняет общение; г) все ответы неверны.
Второе суждение. Разумными вариантами отношения к конфликту являются: а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реалистическое отношение к действительности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чужих; г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями; д) все ответы неверны.
Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют специальные упражнения.
Упражнение «Мимическая реакция»
Цель. Тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций.
• Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись», удивленно («Не ожидала», вопросительно («Что-нибудь случилось?», радостно («Наконец-то!»).
• Вы решили посетить заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.
• Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую ему ботинки. Вы удивлены. Покажите свое удивление.
Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я».
Позиция «Я» в роли «дитяти» - позиция подчеркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчиненности.
Позиция «Я» в роли «родителя» -стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя.
Позиция «Я» в роли «взрослого» -подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению.
В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера.
Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.
Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию умения использовать ролевые позиции в общении.
Упражнение на умение интонировать
Произнесите следующие фразы:
«Мне не безразличны успехи вашего ребенка», «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.
Задание «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями?»
Цель. Развивать умение чувствовать смысл словесного обращения к собеседнику.
Задачи. 1. Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять. 2. Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним («желательные»).
Варианты фраз:
1. Извините, если я помешала.
2. Я бы хотела.
3. Вероятно, вы об этом еще не слышали.
4. Вам будет интересно узнать.
5. Я бы хотела еще раз услышать.
6. Мне представляется интересным то, что.
7. Я пришла к такому выводу, что.
8. Вы хотите.
9. Думается, ваша проблема заключается в том, что.
10. Давайте с вами быстро обсудим.
11. Как вы знаете.
12. Хотя вам это и неизвестно.
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.
14. Вы, конечно, об этом еще не знаете.
15. А у меня на этот счет другое мнение.
16. Конечно, вам уже известно.
17. Вы, наверное, об этом слышали.
Одним из основных средств разрешения противоречий и конфликтов между воспитателем и родителями является педагогический такт.
Развитию педагогического такта во взаимодействии с родителями способствуют моделирование и проигрывание педагогами адекватных способов поведения в различных ситуациях общения с родителями. Предлагаем несколько вариантов игрового моделирования педагогами проблемных задач и ситуаций общения с родителями.
Решение проблемной задачи методом
«развивающейся кооперации»
Цель. Поиск верных способов решения проблемной ситуации, прогнозирование дальнейших действий педагога, анализ событий, предваряющих рассматриваемую ситуацию.
Подобного рода упражнения обогащают опыт общения с родителями, способствуют предупреждению ошибок в общении с ними.
• Воспитатель обратился к матери одного из воспитанников с просьбой на предстоящей встрече поделиться с другими родителями опытом физического воспитания своего ребенка. Та удивилась, смутилась и от выступления отказалась.
Задание. Каждый воспитатель самостоятельно, не советуясь с коллегами, обдумывает способ своего поведения, с его точки зрения наиболее верный. Затем вырабатывается общее мнение и конструктивные способы поведения в данной ситуации.
Следующие варианты решения проблемных задач предлагаются педагогам, начинающим свою профессиональную деятельность.
• Воспитатель огорчен тем, что на родительском собрании воспитанников группы, которое все оценили полезным и своевременным, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь».
Задание. Выбрать и обосновать один из предлагаемых вариантов дальнейших действий воспитателя.
1-й вариант. Подготовлю папку-передвижку на основе материалов состоявшейся встречи и предложу (по очереди) отсутствовавшим родителям самостоятельно ознакомиться с ними.
2-й вариант. Выскажу свое неодобрение родителям в форме замечания типа «Очень жаль, что вам не удалось прийти.»
3-й вариант. Искренне поделюсь с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некоторых мам и пап и попрошу его ненавязчиво поделиться своими впечатлениями от встречи с теми, кого на ней не было. Надеюсь, что последним захочется побеседовать со мной на тему, представленную на собрании.
4-й вариант. В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на собрании.
5-й вариант. Не буду придавать отсутствию некоторых родителей на встречах особого значения: участвовать в них или нет - их право.
6-й вариант. Попробую сначала понять, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь с каждым из не пришедших родителей своими переживаниями, подчеркнув в то же время, что их право решать, участвовать во встречах или нет.
Проблемные задачи с целью ролевого проигрывания
различных способов действий педагога
1. «Я давно хотела сказать вам о плохом поведении вашего сына», - говорит воспитатель матери одного из мальчиков, увидев ее в дверях группы. Мать отвечает, что очень торопится, и уходит. Воспитатель удивлен безразличием матери, о чем и рассказал коллегам.
• Ваша реакция на сетование воспитателя.
2. Воспитатель известил родителей о предстоящей уборке снега на игровой площадке, поместив информацию на групповом стенде. Пришли три человека. Воспитатель недоволен.
• Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
3. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и завтраку. Миша появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста», - произнесла мать, поспешно исчезая за дверью.
• Спрогнозируйте варианты вашей реакции на ситуацию, если: а) мать обратилась к вам в категоричной форме; б) воспитанник сообщил вам, что «они с мамой проспали»; в) воспитанник сказал, что «мама поругалась с папой»; г) воспитанник сообщил вам, что «по дороге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное место».
4. Мать пришла за ребенком с большим опозданием.
• Проиграйте варианты вашего поведения, учитывая следующие условия: а) мать одна воспитывает двоих детей (второй первоклассник); это не первый случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился; б) в семье уже давно существует несогласованность между взрослыми по поводу того, кто будет забирать ребенка из детского сада; ребенок стал реагировать на это тревогой и беспокойством в течение всего дня; в) мать впервые пришла за ребенком так поздно.
И последний совет воспитателям. Проведя встречу с родителями, беседу обязательно проанализируйте их ход и итоги, чему помогут следующие вопросы.
1. Какова цель встречи, с точки зрения ее педагогической значимости для родителей?
2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы ее проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.
3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
4. С какими трудностями вы встретились во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало (или мешало) вам с ними справляться?
5. Наблюдали ли вы во время встречи проявление родителями рефлексии? В чем это выражалось? Приведите примеры.
6. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринужденность и пр.). Какова ваша точка зрения на соотношение рационального и эмоционального компонентов общения с родительской аудиторией?
Результаты тестирования (анкета №3)
На вопрос «Интересуется ли воспитатель Вашими педагогическими потребностями?» в 90% случаях ответ отрицательный.
Что мы можем предложить для решения этого вопроса? (Анкета №4)
Если же уж конфликт воспитатель-родитель произошел, что мы должны взять из этой ситуации?
1. Получение социального опыта
2. Разрядка напряжённости.
3. Помогает прояснить отношения.
4. Стимулирует позитивные изменения.
5. Формализация общения.
Вывод: Таким образом, конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.
( Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,
«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,
«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).