Папки-передвижки

Практикум для воспитателей «Самоанализ опыта общения с родителями»

Рашкуева Елена
Практикум для воспитателей «Самоанализ опыта общения с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Новосибирска «Детский сад №373 комбинированного вида

«Скворушка»

Практикум для воспитателей.

Самоанализ опыта общения с родителями.

Рашкуева Елена Васильевна

Музыкальный руководитель

Публикация «Практикум для воспитателей „Самоанализ опыта общения с родителями“» размещена в разделах

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией (коммуникация, выработку общей тактики и стратегии взаимодействия (интеракция, восприятие и понимание партнерами друг друга (социальная перцепция).

В коммуникативной стороне общения решающее значение имеет ориентация партнеров на установки, ценности, мотивы каждого как активного субъекта общения. Интерактивная сторона общения раскрывается в способах обмена действиями: кооперации, конкуренции и - особом случае взаимодействия - конфликте. Перцептивная сторона общения включает процесс формирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состояние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным механизмам перцептивной стороны общения относятся идентификация (отождествление себя с партнером, эмоциональное чувствование – эмпатия) и рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»).

Овладеть навыками общения помогают определенные знания в области психологии общения.

Предлагаемые ниже тесты, упражнения и задания для воспитателей направлены на самоанализ собственного опыта общения с родителями воспитанников и на развитие техники общения (совокупность приемов, с помощью которых можно управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, а также воздействовать на другого).

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза, зарисуйте и запишите свой ответ.

Задание для самопроверки знаний в области психологии общения.

Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.

1. Мешают доброму взаимопониманию грубый тон, назидательность речи.

2. Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова говорят о неуверенности в себе.

3. Одна из наиболее информативных частей лица глаза.

4. Губы поданы вперед и нервно подрагивают – собеседник обиделся и готов заплакать.

5. Поглаживание подбородка говорит о раздумье, о желании принять решение.

6. Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов - умение считаться с интересами других людей.

7. Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но неэффективно, а часто и вредно.

Задание «Выбери верный ответ»

Цель. Развитие умения адекватно воспринимать ситуации межличностного общения.

Задача. Выбор варианта ответа, который является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).

Первое суждение. Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки : а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми; б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооценка затрудняет общение; г) все ответы неверны.

Второе суждение. Разумными вариантами отношения к конфликту являются: а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реалистическое отношение к действительности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чужих; г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями; д) все ответы неверны.

Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют специальные упражнения.

Упражнение «Мимическая реакция»

Цель. Тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций.

• Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись», удивленно («Не ожидала», вопросительно («Что-нибудь случилось?», радостно («Наконец-то!»).

• Вы решили посетить заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.

• Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую ему ботинки. Вы удивлены. Покажите свое удивление.

Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я».

Позиция «Я» в роли «дитяти» - позиция подчеркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчиненности.

Позиция «Я» в роли «родителя» -стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя.

Позиция «Я» в роли «взрослого» -подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению.

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера.

Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.

Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Упражнение на умение интонировать

Произнесите следующие фразы:

«Мне не безразличны успехи вашего ребенка», «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

Задание «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями

Цель. Развивать умение чувствовать смысл словесного обращения к собеседнику.

Задачи. 1. Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять. 2. Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним («желательные»).

Варианты фраз:

1. Извините, если я помешала.

2. Я бы хотела.

3. Вероятно, вы об этом еще не слышали.

4. Вам будет интересно узнать.

5. Я бы хотела еще раз услышать.

6. Мне представляется интересным то, что.

7. Я пришла к такому выводу, что.

8. Вы хотите.

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что.

10. Давайте с вами быстро обсудим.

11. Как вы знаете.

12. Хотя вам это и неизвестно.

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

14. Вы, конечно, об этом еще не знаете.

15. А у меня на этот счет другое мнение.

16. Конечно, вам уже известно.

17. Вы, наверное, об этом слышали.

Одним из основных средств разрешения противоречий и конфликтов между воспитателем и родителями является педагогический такт.

Развитию педагогического такта во взаимодействии с родителями способствуют моделирование и проигрывание педагогами адекватных способов поведения в различных ситуациях общения с родителями. Предлагаем несколько вариантов игрового моделирования педагогами проблемных задач и ситуаций общения с родителями.

Решение проблемной задачи методом

«развивающейся кооперации»

Цель. Поиск верных способов решения проблемной ситуации, прогнозирование дальнейших действий педагога, анализ событий, предваряющих рассматриваемую ситуацию.

Подобного рода упражнения обогащают опыт общения с родителями, способствуют предупреждению ошибок в общении с ними.

Воспитатель обратился к матери одного из воспитанников с просьбой на предстоящей встрече поделиться с другими родителями опытом физического воспитания своего ребенка. Та удивилась, смутилась и от выступления отказалась.

Задание. Каждый воспитатель самостоятельно, не советуясь с коллегами, обдумывает способ своего поведения, с его точки зрения наиболее верный. Затем вырабатывается общее мнение и конструктивные способы поведения в данной ситуации.

Следующие варианты решения проблемных задач предлагаются педагогам, начинающим свою профессиональную деятельность.

Воспитатель огорчен тем, что на родительском собрании воспитанников группы, которое все оценили полезным и своевременным, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь».

Задание. Выбрать и обосновать один из предлагаемых вариантов дальнейших действий воспитателя.

1-й вариант. Подготовлю папку-передвижку на основе материалов состоявшейся встречи и предложу (по очереди) отсутствовавшим родителям самостоятельно ознакомиться с ними.

2-й вариант. Выскажу свое неодобрение родителям в форме замечания типа «Очень жаль, что вам не удалось прийти.»

3-й вариант. Искренне поделюсь с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некоторых мам и пап и попрошу его ненавязчиво поделиться своими впечатлениями от встречи с теми, кого на ней не было. Надеюсь, что последним захочется побеседовать со мной на тему, представленную на собрании.

4-й вариант. В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на собрании.

5-й вариант. Не буду придавать отсутствию некоторых родителей на встречах особого значения: участвовать в них или нет - их право.

6-й вариант. Попробую сначала понять, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь с каждым из не пришедших родителей своими переживаниями, подчеркнув в то же время, что их право решать, участвовать во встречах или нет.

Проблемные задачи с целью ролевого проигрывания

различных способов действий педагога

1. «Я давно хотела сказать вам о плохом поведении вашего сына», - говорит воспитатель матери одного из мальчиков, увидев ее в дверях группы. Мать отвечает, что очень торопится, и уходит. Воспитатель удивлен безразличием матери, о чем и рассказал коллегам.

• Ваша реакция на сетование воспитателя.

2. Воспитатель известил родителей о предстоящей уборке снега на игровой площадке, поместив информацию на групповом стенде. Пришли три человека. Воспитатель недоволен.

• Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

3. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и завтраку. Миша появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста», - произнесла мать, поспешно исчезая за дверью.

• Спрогнозируйте варианты вашей реакции на ситуацию, если: а) мать обратилась к вам в категоричной форме; б) воспитанник сообщил вам, что «они с мамой проспали»; в) воспитанник сказал, что «мама поругалась с папой»; г) воспитанник сообщил вам, что «по дороге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное место».

4. Мать пришла за ребенком с большим опозданием.

• Проиграйте варианты вашего поведения, учитывая следующие условия: а) мать одна воспитывает двоих детей (второй первоклассник); это не первый случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился; б) в семье уже давно существует несогласованность между взрослыми по поводу того, кто будет забирать ребенка из детского сада; ребенок стал реагировать на это тревогой и беспокойством в течение всего дня; в) мать впервые пришла за ребенком так поздно.

И последний совет воспитателям. Проведя встречу с родителями, беседу обязательно проанализируйте их ход и итоги, чему помогут следующие вопросы.

1. Какова цель встречи, с точки зрения ее педагогической значимости для родителей?

2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы ее проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.

3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?

4. С какими трудностями вы встретились во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало (или мешало) вам с ними справляться?

5. Наблюдали ли вы во время встречи проявление родителями рефлексии? В чем это выражалось? Приведите примеры.

6. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринужденность и пр.). Какова ваша точка зрения на соотношение рационального и эмоционального компонентов общения с родительской аудиторией?

Результаты тестирования (анкета №3)

На вопрос «Интересуется ли воспитатель Вашими педагогическими потребностями?» в 90% случаях ответ отрицательный.

Что мы можем предложить для решения этого вопроса? (Анкета №4)

Если же уж конфликт воспитатель-родитель произошел, что мы должны взять из этой ситуации?

1. Получение социального опыта

2. Разрядка напряжённости.

3. Помогает прояснить отношения.

4. Стимулирует позитивные изменения.

5. Формализация общения.

Вывод: Таким образом, конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

( Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,

«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,

«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

Публикации по теме:

Практикум для воспитателей «Физкультминутки из Евросоюза» Отличаются ли наши традиционные физкульминутки от методов психофизической разгрузки в странах Евросоюза? Что такое «энергизаторы»? Использование.

Тренинг для воспитателей «Искусство бесконфликтного общения» Вступительное слово I. Теоретическая часть 1.1. Эффективное общение. 1.2. Конфликт. Пути разрешения конфликта. 1.3. Техники эффективного.

Консультация для воспитателей «Правила общения с ребенком в детском саду» Одна из важнейших проблем дошкольного воспитания – общение, в котором участвуют ребенок и воспитатель. Психологи подтверждают, что стремление.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей» Развитие связной речи и формирование навыков общения — одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые.

Памятка для молодых воспитателей «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» Старайтесь: Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела. Расти.

Самоанализ педагогической деятельности «Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста» Самоанализ педагогической деятельности г. Усть-Илимск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №15 «Ручеек».

Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями. Анкеты для педагогов и родителей»Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями. Анкеты для педагогов и родителей» С вопросами, касающимися взаимодействия с родителями, сталкиваются многие педагоги ДОУ. Чаще всего они связаны с тем, что родители не хотят.

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты запоминания» МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан Утверждаю Заведующий МБДОУ Калтасинский д/ сад.

Семинар-практикум «Компетентность педагога в сфере общения с родителями» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Задачи: уточнить и систематизировать.

Семинар-практикум «Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения» В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для воспитателей «Самоанализ опыта общения с родителями»
Опубликовано: 6 сентября 2018 в 19:30
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для воспитателей «Самоанализ опыта общения с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Рашкуева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД