Юлия Кожара
Практико-ориентированный проект «Приключения Звукознаек»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Информационная карта проекта…. …. 3
2. Введение…. 4
3. Актуальность проекта….…. …. 4
4. Проблема…. …. …. 4
5. Цели, задачи….5
6. Ожидаемые результаты …. …5
7. Основные принципы работы в рамках проекта…. 6
8. Педагогические технологии…. 6
9. Условия реализации проекта…. 6
10. Этапы реализации проекта….…. 6
11. Основные показатели достижений детей в рамках проекта…. 7
12. Календарно-тематическое планирование….…. 7
13. Взаимодействие с родителями. Перспективный план….…. 8
Публикация «Практико-ориентированный проект „Приключения Звукознаек“» размещена в разделах
14. Взаимодействие с педагогами. Перспективный план….…. 8
15. Риски и пути преодоления рисков…. …8
16. Вывод. ….….….…. ….….9
17. Литература…. …. 10
Информационная карта проекта
Название проекта «Приключение звукознаек»
Тип проекта Практико-ориентированный
По количеству детей, вовлечённых в проект Групповой
Форма проведения Дневная (совместная образовательная деятельность)
По уровню контактов На уровне образовательного учреждения МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)
Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»
Цель Повысить педагогическую компетентность в вопросе методов и приёмов по формированию фонематического слуха в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР.
Задачи: для детей:
- сформировать представления о речевых и неречевых звуках.
- познакомить с артикуляционным аппаратом с артикуляционной гимнастикой и правилами её выполнения.
- овладение навыками правильной артикуляции звуков.
- сформировать представление о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении; о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, о выразительных средствах речи
для родителей:
- помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно в подготовке дошкольников к обучению грамоте.
-повысить компетентность родителей в вопросе применения различных методов и приемов, направленных на развитие фонематического слуха.
для педагогов:
- обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа слов.
-создание условий для развития речи детей, саморазвития, самовыражения каждого ребёнка;
- приобщать детей к процессу познания;
Структура и срок реализации проекта 1. Подготовительный этап: август-сентябрь 2021
2. Основной этап: октябрь 2021– апрель 2022
3. Обобщающий этап: май
Срок реализации: 2021-2022
Составитель проекта Кожара Юлия Сергеевна, учитель – логопед
Введение
Важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте является достаточное развитие фонематического слуха, умение анализировать звуковой состав слова. Оттого, насколько дети готовы к звуковому анализу, зависит успешность обучения чтению и письму, а в дальнейшем орфографии, ибо первая ступень безграмотного письма - пропуски, перестановки, искажения.
В дошкольном возрасте ребёнок должен приобрести не только способность воспринимать на слух звуки речи, но различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, т. е. иметь развитый фонематический слух. Фонематический слух (фонематическое восприятие) формируется не сразу, а в процессе развития речи (восприятия и воспроизведения).
Вначале дети различают гласные, затем согласные.
Теория и практика работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом.
Актуальность
В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.
Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.
Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие.
В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, что в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом в школе.
Фонема - это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. Фонемы находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонематический слух - это врождённая способность, позволяющая узнавать наличие данного звука в слове.
Проблема
Несмотря на то, что в специальной логопедической литературы достаточно подробно освещена поэтапность последовательность процесса формирования фонематического восприятия, количество детей, имеющих нарушения фонематического слуха постоянно увеличивается.
Родители не всегда обращают внимание на несформированность фонематических процессов у детей и не видят в этом проблемы.
Таким образом, исходя из важности и актуальности развития фонематического слуха в подготовке к школьному обучению, в становлении личности ребенка, исходя из обозначенных проблем вытекает необходимость повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТНР.
Цель:
Повысить педагогическую компетентность в вопросе методов и приёмов по формированию и развитию фонематического слуха в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР.
Задачи:
- проанализировать теоретическую и методическую литературу, программные требования по вопросу развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ТНР;
- подобрать и систематизировать наглядно – дидактический материал, модели для формирования и развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР;
для детей
- сформировать представления о речевых и неречевых звуках.
- познакомить с артикуляционным аппаратом с артикуляционной гимнастикой и правилами её выполнения.
- овладение навыками правильной артикуляции звуков.
- сформировать представление о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении; о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, о выразительных средствах речи
для родителей
- помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно в подготовке дошкольников к обучению грамоте.
-повысить компетентность родителей в вопросе применения различных методов и приемов, направленных на развитие фонематического слуха.
для педагогов
- обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа слов.
-создание условий для развития речи детей, саморазвития, самовыражения каждого ребёнка;
- приобщать детей к процессу познания;
Ожидаемый результат
Предполагаем, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повысит уровень развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Использование активных форм работы по речевому развитию детей позволит совершенствовать звуковую культуру речи.
Проект поспособствует сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.
Участие родителей в проекте поможет им осознать свою роль в речевом развитии детей, изменит отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания.
Основные принципы работы в рамках проекта
Содержание проекта направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:
- принцип комплексности – предполагает комплексное воздействие различных технологий;
- принцип дифференциации – раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами;
- принцип последовательности – реализуется в построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- принцип доступности – определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания;
- принцип индивидуализации – предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную;
- принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Педагогические технологии
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
личностно-ориентированная - обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;
индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности.
здоровьесберегающие технологии - (физминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастика (для глаз, дыхательная, динамические паузы, релаксация).
информационно-коммуникационные технологии - применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал.
Условия реализации проекта
В рамках реализации проекта были созданы условия для развития фонематического слуха.
Изготовлены игры:
«Цветные сигнальчики» «Феечки» «Назови первый звук» «Письма гномам» «Прочти по первым звукам»
Оформлен альбом «На что похожи буквы»;
Изготовлены и используются модели звуковичков, раздаточный материал для звукового анализа.
Оформлена «Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей», подобраны игровые упражнения для формирования фонематического слуха детей.
Еженедельно с детьми разучиваются чистоговорки на изучаемый звук.
Этапы реализации проекта
Проект реализовывался в три этапа.
1. Этап
Подготовительный
(август
Сентябрь 2021)
Диагностика речи детей
Изучение методической литературы по теме.
Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
Распределение обязанностей между участниками проекта.
Сбор и систематизация игр, изготовление моделей и раздаточного материала материала.
Составление календарно-тематического плана
2. Этап Основной
(октябрь2021-апрель2022) Составление консультаций, бесед, рекомендаций, для родителей.
Составление консультаций, проведение мастер- классов для педагогов.
Работа с детьми по развитию фонематического слуха
3. Этап
Обобщающий
(май 2022) Сбор полученного материала по проекту.
Отчет о реализации проекта.
Итоговое занятие «Заниматься- это интересно»
Основные показатели достижений детей в рамках проекта
Дети владеют навыками:
выделения гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слова и определения местоположения звука;
- подбора слов на заданный звук;
дифференциации: гласный – согласный, твердый – мягкий;
звукового анализа слов типа КОТ, КИТ с выкладыванием схемы;
деления на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова.
Календарно – тематическое планирование
Сентябрь
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках
Звук У. Буква У.
Октябрь
Звук А.
Звук П
Звук О
Ноябрь
Звук И
Звук М
Звук Н
Звук Т
Декабрь
Звук ТЬ
Слово. Предложение.
Звуки К-Кь.
Январь
Звуки Б-БЬ.
Звук Э.
Звуки Г-Гь
Февраль
Звук Ль
Звук С
Звук СЬ
Звук Ы
Март
Звук и буква Ш
Звуки С-Ш
Звуки Х-ХЬ
Звуки В-ВЬ
Звук З
Апрель
Звук Зь.
Гласные и согласные звуки
Звук Ж.
Звуки З-Ж
Май
Звуки Д-ДЬ
Звуки Ф-ФЬ
Взаимодействие с родителями
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (игры и упражнения по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия)
- дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
- консультации, памятки для родителей;
Перспективный план взаимодействия с родителями
Октябрь
Консультация «Как воспитать у ребёнка правильное звукопроизношение»
Январь
Выступление на групповом родительском собрании «Как развивать фонематический слух дошкольников»
Март
Консультация «Что такое фонематический слух и как его развивать»
Апрель
Итоговое открытое занятие «Заниматься -это интересно»
Взаимодействие с педагогами
- вовлечение педагогов в совместную с детьми деятельность (игры и упражнения по развитию фонематического восприятия, фонематического слуха);
- организация педагогами предметно-развивающей среды группы;
- работа по заданиям учителя-логопеда в тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей;
Перспективный план взаимодействия с педагогами
Октябрь
Мастер- класс для педагогов «Развиваем у дошкольников фонематический слух»
Январь
Педагогический диспут «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения»
Апрель
Мастер-класс «Дидактические игры для развития речи дошкольников»
Риски и пути преодоления рисков
• Самоустранение родителей от участия в коррекционном процессе. С целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта.
• Утеря интереса детей к деятельности. Для поддержания интереса детей к занятиям используются яркие, эстетические игры и пособия, меняется наглядный материал, чередуется целевая направленность занятий.
Вывод
В целом, организовав систематическую работу по формированию фонематического слуха у детей с ТНР мы отметили положительную динамику в развитии фонематического слуха у детей.
Таким образом, целенаправленное формирование фонематического слуха имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью сформированного фонематического слуха в обучении детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. - М. : Издательство гном,2018.
2. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. - М. : Издательство гном,2017.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.
4. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Санкт Петербург. : Детство-пресс,2019.
5. Филичева Т. Б, Туманова Г. В, Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно методические рекомендации. -М. : Дрофа, 2010.