Татьяна Юнусовна Ляпунова
Практико-ориентированный проект «Почитаем, поиграем»
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы.
Обоснование необходимости решения именно этой проблемы:
Педагогический процесс в нашей группе № 8 «Морские котики» осуществляется по комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, автором которой является учитель – логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева.
Публикация «Практико-ориентированный проект „Почитаем, поиграем“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонематической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность следующей ступенью системы общего образования. В её решении не малую роль играет ознакомление дошкольников с художественной литературой, цель которого, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Раскрытие актуальности проекта:
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического профиля и семей воспитанников.
Данное взаимодействие может осуществляется в разных формах. Это и совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно – развивающей работы; взаимодействие и участие в интегрированной образовательной деятельности и т. д.
В настоящее время всё большее распространение и популярность в системе работы в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи приобретают интегрированные коррекционно – развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. Интеграция образовательных областей на таких занятиях оказывается очень эффективной. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно – модельная, хороводные игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов и т. п. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Интегрированные занятия оказывают специфическое воздействие на развитие детей в целом.
На интегрированных занятиях с успехом может решаться задача включения в работу всех анализаторов дошкольника, развития его эмоционального мира, мира его чувств. А ведь именно эмоции и чувства участвуют в формировании волевого управления действиями, лежат в основе произвольного поведения, начало которого приходится на дошкольный возраст, характеризующийся значительными изменениями в функционировании сенсорных систем и восприятия информации через все органы чувств. На интегрированных занятиях у ребёнка совершенствуются механизмы восприятия, развиваются сенсомоторные и эмоциональные реакции, и на этой основе осуществляется становление мотивационно – потребностной сферы и высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.
Использование разнообразных приёмов обучения, применение дидактических пособий обеспечивают ребёнка эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность. Использование самых разных видов деятельности на одном занятии обеспечивают постепенную и плавную подготовку ребёнка к переходу от игровой к учебной деятельности.
Сотрудничество детского сада и Исакогорской библиотеки № 14:
• даст детям возможность познакомиться с необходимым объёмом литературных произведений, поспособствует обучению слушать и анализировать прочитанный ему материал, развить речь и коммуникативные навыки, обогащению речевого и личностного опыта при проведении совместных интегрированных занятий;
• позволит использовать в образовательном процессе качественные, грамотно подобранные художественные произведения.
• поможет структурированию художественного материала в соответствии с возрастом детей и образовательными задачами, решаемыми на каждом возрастном этапе в рамках реализации содержания всех образовательных областей.
Адресат, на которого рассчитан проект: специалисты, работающие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 8 «Морские котики» МБ ДОУ № 132 «Детский сад «Алые паруса» (учитель – логопед Сивкова Е. П. и воспитатели: Ляпунова Т. Ю., Ивашова А. А.) и педагоги Исакогорской библиотеки № 14 (заведующий Пригало Т. Д., педагоги Кузнецова А. А и Сутормина Т,В)
Кто является партнёрами: представители администрации детского сада и родители воспитанников.
Цель: построение системы работы в группе компенсирующей направленности, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации, педагогов библиотеки и родителей воспитанников.
Задачи проекта:
Продолжать формирование познавательных интересов у детей с учётом возможностей, особенностей развития и потребности каждого воспитанника в области «Восприятие художественной литературы»;
Способствовать овладению детьми самостоятельной, связной, грамматические правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка;
Расширение диапазона профессиональных связей через взаимодействие педагогов – библиотекарей, воспитателей детского сада и родителей воспитанников.
Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка.
Стимулировать самообразование родителей
Развивать навыки читательской культуры в семьях воспитанников.
Воспитывать бережное отношение к книге всех участников проекта.
Планируемые результаты и методы по оценке их эффективности.
• Повышение статуса чтения в образовательном процессе.
• Воспитание у детей чувства языка, восприятия мелодики русской речи, эмоционального реагирования на прочитанное.
• Развитие у детей интереса к художественной литературе, навыка слушания художественных произведений, формирование эмоционального отношения к прочитанному, к поступкам героев.
• Формирование у детей интереса к художественному оформлению книг, совершенствование навыка рассматривать иллюстрации к литературным произведениям и умения соотносить их с текстом.
• Возрождение традиций семейного чтения.
• Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
• Более тесное сотрудничество специалистов и педагогов детского сада и библиотеки с семьями воспитанников.
В конце каждого учебного года проводится педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка по методике Н. В. Верещагиной.
Условия реализации
Занятия с участием разных специалистов планируются проводить раз в одну - две недели. Продолжительность интегрированного занятия варьируется от 20 до 35 минут в разные возрастных группах. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приёмов работы, в частности, логоритмических приёмов, игровых и сюрпризных моментов, высокий темп работы, обязательная релаксационная пауза в середине занятия и обязательная физкультурная пауза позволяют поддержать высокую работоспособность и заинтересованность детей даже в продолжительный отрезок времени.
Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Предполагается свободное размещение детей во время занятия с тем, чтобы им было удобно рассматривать предметы и пособия, предъявляемые во время занятия, смотреть друг на друга и на педагога, что обеспечивает полноту восприятия чужой речи. Причём на каждом этапе занятия местоположение детей обязательно меняется.
Занятие строится таким образом, чтобы наиболее эмоциональные, сюрпризные, игровые моменты приходились на период нарастания у детей усталости.
Помимо проведения интегрированных занятий, планируется:
• участие воспитанников и их родителей в творческих конкурсах и акциях,
• участие в выставках детских рисунков и поделок после знакомства с литературными произведениями,
• совместные праздники, развлечения и досуги.
Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению
Не всегда есть возможность провести запланированные совместные мероприятия в силу различных, независящих от специалистов, принимавших участие в его подготовке, обстоятельств.
Например, из-за природных условия (сильный дождь, мороз, порывистый ветер и т. д.) – в этом случае занятия переносились на другие сроки.
В период карантинных ограничений из-за эпидемии коронно – вируса и группа педагоги – библиотекари сами приходили к нам в детский сад и тогда мероприятия проводились на открытом воздухе на прогулочной площадке группы.
Оценка перспективы продолжительности и развития проекта
Пополнение мини – библиотеки группы книгами со сказками и рассказами для детей.
Пополнение дидактических картотек.
Регулярное совместное посещение родителей с детьми библиотеки с целью брать книги для семейного чтения.
Продолжение взаимного сотрудничества специалистов МБ ДОУ № 132 «Детский сад «Алые паруса» и Исакогорской библиотеке № 14 в последующих учебных годах.
Возможность распространения проекта.
• Фотоотчёт о совместно проведённых мероприятиях оформляется в новостной ленте группы, а также в сообществах «Исакогорская библиотека № 14 https://vk.com/club163385942, «Детский садик № 132 «Алые паруса» https://vk.com/public211041234 и сайта «Централизованная библиотечная система г. Архангельска» https://arhlib.ru/.
• Мультимедийные презентации на родительских собраниях.
• Выступление с докладом о проведённой работе на итоговом педсовете в конце учебного года