Получи документы

Практико–ориентированный проект по ознакомлению с комнатными растениями «Знакомые незнакомцы»

Мария Щетинина
Практико–ориентированный проект по ознакомлению с комнатными растениями «Знакомые незнакомцы»
▼ Скачать + Заказать документы

Направленность: познавательное развитие детей.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители

Проект разработала : Щетинина М. А.

МДОУ № 6

Ярославль, 2016.

Введение (пояснительная записка).

Актуальность.

Публикация «Практико–ориентированный проект по ознакомлению с комнатными растениями „Знакомые незнакомцы“» размещена в разделах

Экономика страны испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от уровня экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения. На современном этапе надо сформировать у детей новый тип экологического сознания, новый тип экологического мышления (поступнеческий, непрогматической модальности).

Настоящим проектом мы хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышение экологической грамотности детей, которая существует в любом промышленном городе.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Сформированные у детей экологические представления о растительном мире в ходе воспитательно – образовательной деятельности, должны стать базой самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов, явлений и взаимосвязей.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщить, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зеленого уголка группы позволит детям и родителям под руководством педагогов изучать природу не только по книгам,но и по собственным наблюдениям и исследованиям.

Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Условия эффективной реализации проекта.

1. Предполагает совместную деятельность педагогов, детей и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребенка во время социального становления как личности в социуме. Тесное сотрудничество родителей и педагогов повышает положительный имидж детского сада и решает проблему по материальному обеспечению проекта.

2. Дети узнают много интересного из жизни растений

(исследуют опытным путем условия, необходимые для роста и развития растений, научаться создавать и поддерживать оптимальные условия для растения, научаться правильно ухаживать и размножать комнатные растения в уголке природы).

Проблема.

Развитие когнитивных интересов старших дошкольников и формирование основ экологической грамотности и культуры.

Новизна.

Заключается в интегрированном и систематическом подходе решения проблемы исследования, опираясь на положительное взаимодействие специалистов МДОУ (логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию) воспитателя и родителей.

Практическая значимость.

Данный проект представляет собой перспективное планирование по формированию у старших дошкольников элементарных экологических представлений о комнатных растениях. В проекте сформулированы задачи и предложены средства по развитию когнитивных, речевых и практических умений старших дошкольников в процессе познания и исследования объектов природы – комнатных растений. Может быть использован воспитателями ДОУ, а так же может быть интересен родителям дошкольников.

Предмет проекта.

Формирование элементарных экологических представлений о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта.

Практико – ориентированный, краткосрочный.

Цель проекта.

Способствовать формированию у старших дошкольников когнитивного компонента сознания через ознакомление с комнатными растениями.

Задачи проекта.

1. Способствовать расширению представлений детей о комнатных растениях (видовое разнообразие, морфофункциональное приспособление комнатных растений к среде обитания, условия необходимые для роста и развития растений, строение комнатных растений).

2. Способствовать формированию представлений о значимости комнатных растений для человека.

3. Формировать у детей практические умения и навыки по уходу за комнатными растениями.

4. Воспитывать основы экологической культуры.

5. Воспитывать основы нового экологического сознания.

6. Формировать положительное взаимодействие между педагогом и родителями для достижения позитивного результата.

7. Обогащение опыта педагога за счет изучения парциальных программ, педагогических технологий по теме проекта.

8. Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Гарантированный результат.

Формирование у старших дошкольников устойчивых представлений о комнатных растениях (определять и правильно называть комнатные растения, создавать и поддерживать условия необходимые для роста и развития, отражать свое личностное отношение к растениям через художественно-продуктивную деятельность детей). Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять с помощью взрослого возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Формирование у детей желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы по теме исследования. Обогащение словарного запаса детей, составление детьми описательного рассказа.

Критерии и способы оценки результата.

Для оценки уровня представлений детей о комнатных растениях была использована методика выявления представлений о растениях, предложенная П. Саморуковой и адаптированная для детей старшего дошкольного возраста.

Источники информации.

Для детей:

1. Энциклопедия «Хочу все знать».

2. Энциклопедия «Флора и фауна России».

3. Цыплакова О. Н. «Путешествие Кактусенка».

4. Большая энциклопедия для дошколят.

5. Энциклопедия «Лаборатория природы. Мир растений».

6. Интернет ресурсы.

Для педагогов и родителей.

1. Баймашова В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. -М. 2008.

2. С. Н. Николаева. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М. Новая школа. 1996.

3. С. Н. Николаева. Программа «Юный эколог». М. 1998.

4. С. Н. Николаева. Теория и методика экологического образования детей. М. Академия. 2008.

5. Популярная экология для детей и родителей. – Калининград. 2011.

6. Знакомим дошколят с комнатными растениями. С. -П. 2009.

Предполагаемый результат.

1. Освоение детьми элементарных представлений о комнатных растениях : особенности внешнего вида, видовое многообразие, создание и поддержание условий для роста и развития растения.

2. Сформированность навыков по уходу за комнатными растениями (полив, рыхление, размножение).

3. Выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок».

4. Выпуск газеты «Цветочная мозайка».

5. Пополнение уголка природы новыми растениями.

6. Создание картотеки комнатных растений группы.

Материалы и оборудование.

Альбомы, иллюстрации, фотографии

с изображением комнатных растений.

Комнатные растения.

Альбомы со схемами опытов.

Совочки, лейки, кисточки, тазик, салфетки для ухода за комнатными растениями.

Фартуки, перчатки для детей (по количеству детей)

Планирование проекта.

Целеполагание.

Расширение кругозора детей о комнатных растениях.

Разработка проекта.

Осенью мы традиционно пересаживаем комнатные растения. Дети принимают активное участие в процессе.

В ходе работы дети стали задавать вопросы : «А почему у этого растения листья красные, а у этого полосатые? А почему это растение любит солнышко? А как называется это растение? А у меня дома такое же растение, но оно не цветет. Почему?», «А почему это растение так называется

Так возникла идея исследования.

Для начала мы попытались найти ответы на три вопроса: что знают, что хотят узнать, где можно узнать.

Что дети знают.

1. Комнатные растения «живут» в помещении.

2. Все комнатные растения очень разные.

3. Различным комнатным растениям нужны различные условия для роста и развития.

Что хотят узнать.

1. Больше узнать о комнатных растениях : почему так называется, Родина растения.

2. Как размножается.

3. Особенности ухода за комнатными растениями.

4. Как связаны особенности ухода с Родиной растения.

5. Роль комнатных растений в жизни человека.

Где можно узнать.

1. Энциклопедия.

2. Просмотр познавательных передач.

3. Спросить у взрослых.

4. Интернет ресурсы.

Этапы проекта.

1 Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования. Предварительная работа с родителями, педагогами и детьми.

2. Собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные задачи через разные виды деятельности.

3. Обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самых различных формах, их анализ, формулировка выводов, составление рекомендаций.

Ресурсы проекта.

1. Парциальные программы: С. Н. Николаева «Юный эколог»,И. Иванова «Живая экология».

2. Уголки природы в группе.

3. Центры экспериментирования.

4. Высокий уровень педагога по организации исследовательской деятельности.

4. Видеотека с собранием дисков познавательного материала.

5. Детская художественная литература по проблеме исследования.

Формы и методы работы.

1. Словесные : беседы, использование художественного слова, составление описательных рассказов.

2. Наглядные : иллюстрации, фотографии с изображением комнатных растений, видео материал по теме исследования, схемы опытов.

3. Практические : трудовые поручения по уходу за растениями, проведение опытов, создание и поддержание условий для роста и развития комнатных растени

Приложение 1.

Перспективный план.

1-ая неделя:

Беседа :«Растения путешественники», «Что растет в уголке природы», «Что мы знаем о комнатных растениях».

Наблюдения: за комнатными растениями группы (уточнить название, рассмотреть особенности внешнего вида);

За комнатными растениями одного вида – фиалка (отметить видовые признаки сходства и подвидовые различия).

Чтение:

-А. Мусатов «Изумрудные города».

-В. Верзилин «путешествие с комнатными растениями» (глава «фиалка»).

Экскурсия: экскурсия в уголки природы других групп ДОУ.

Трудовая деятельность: как мы дежурим в уголке природы (правила поведения в уголке природы); дежурство в уголке природы (полив, рыхление – используя схемы ухода).

Изобразительная деятельность: «у нас расцвели красивые фиалки».

Дидактические игры: «Кто где растет», «Магазин цветов», «Найди растение, которое опишу».

Творческие игры: «Магазин цветов».

Развитие речи (работа логопеда) : составление описательного рассказа- «приключение комнатного растения в детском саду».

Прослушивание музыкального произведения: Ф. Шопен «Вальс цветов».

Работа с родителями: совместная фотовыставка «Наши любимые комнатные растения», организация семейного клуба цветоводов».

Развлечение: театр – теней «Приключение Кактусенка».

2 –ая неделя.

Беседа : «Такие разные комнатные растения», «История Столетника и Алоэ», «Комнатные растения –наши друзья».

Наблюдения: какие условия необходимы для роста и развития комнатных растений,введение дневника наблюдений.

Практическое упражнение : «Правильно ли расположены комнатные растения в группе» .

Речевое развитие: составление рассказа «как комнатное растение попало в детский сад».

Дидактические игры: «покажи такой же цветок», лото «Комнатные растения», «Найди по описанию», «Что лишнее».

Аппликация: «Мое любимое комнатное растение в группе».

Творческие игры: «Цветовод».

Экспериментальная деятельность: размножение фиалки черенкованием.

Трудовая деятельность: дежурство в уголке природы.

Экскурсия: зимний сад ДОУ.

Чтение: «История одного растения» Г. Охапкина.

Работа с родителями: консультация «как научить дошкольника любить природу». Организация работы семенного клуба цветоводов.

Благотворительная ярмарка комнатных растений.

3 –я неделя.

Беседа: «Зачем нужны комнатные растения», «Лекарства на окошке», «Как мы ухаживаем за комнатными растениями»,

«Что такое теплица?».

Наблюдение: сравнение нескольких видов растений по условиям ухода.

Рассматривание внешнего вида сансевьеры, определение условий ухода за растением.

Трудовая деятельность: дежурство в уголке природы. «Учимся мыть правильно комнатные растения –сансевьера, абутилон).

Развитие речи : составление загадок о комнатных растениях.

Прослушивание музыкального произведении :А. Вивальди «Времена года. Весна.»

Экспериментальная деятельность: определение необходимых условий для развития черенка фиалки, работа с дневником наблюдения эксперимента.

Творческие игры : «Магазин цветов», «Семья –День Рождения»,

«Теплица».

Чтение : В Верзилин «Путешествие с комнатными растениями» (глава «Растения пустыни и полупустыни».)

4- ая неделя.

Беседа: «Такие разные комнатные растения», «Цветочная мазайка»,

«Как ухаживать за комнатными растениями», «Загадки комнатных растений».

Экспериментальная деятельность: высаживание черенков фиалки в горшочки.

Посадка черенков фуксии. Сравнение условий для роста черенков фиалки и фуксии. Работа с дневником наблюдений.

Наблюдение : наблюдение за комнатными растениями (строение, особенности внешнего вода. Учить детей определять и правильно называть 7-9 комнатных растений в группе).

Чтение: Е. Ленокуров «Почему – Щучий Хвост?»

Изобразительная деятельность: «Букет для мамы», «Цветочная мозайка», «Растения –путешественники».

Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок «Комнатные растения».

Творческие игры : «Цветовод», «Теплица», «Семья», «Магазин цветов».

Работа с родителями: работа семейного клуба «цветовод».

Развлечение: бал цветов.

Приложение 2.

Литературный материал.

Щучий хвост.

Щучий хвост, господин,

Ты в горшке ведь не один!

Трудно даже сосчитать –

Двадцать тут иль двадцать пять

Вас, зеленых хвостиков,

И хвостов, и носиков!

Бегония.

Какое красивое имя – бегония.

Как будто – все время куда – то бежит….

Живет на окошке красавица скромная

И убегать никуда не спешит.

Кротон.

А нашей группе есть кротон!

Растение прекрасное :

Листочки разукрасил он

В зеленый цвет и красный!

Фикус.

Ну-ка фикус, похвались –

Вот какой огромный лист!

Сделан будто бы из кожи.

Фикус, мы тебе поможем: каждый толстенький твой лист

Вымоем старательно.

Зеленей ты становись,

А ростом – с воспитателя!

Аспидистра.

Вот мы – дружная семейка!

Нас запомни поскорей – ка!

Ну а если вспомнишь быстро

Наше имя «аспидистра» -

Будет знать вся улица.

Что ты знаток и умница.

Фиалка.

Белый цвет и фиолетовый,

Розовый и голубой.

Как, фиалка, разодета ты!

Мы любуемся тобой.

Камнеломка.

Родилась в горах высоких.

Любит на камнях расти.

Но решили ее люди

В дом однажды принести.

Камнеломка – невысокий и усатенький цветок.

Весь в серебряных прожилках

Каждый маленький цветок.

Алоэ.

Алоэ – полезный, целебный цветок.

Но он никогда не цветет, мой дружок.

Из длинных, наполненных соком листочков

Колючки незлые торчат уголочком.

Китайская роза.

В огромном горшке куст огромный растет,

Цветами чудесными ярко цветет.

Ветвистым,что дерево, куст вырастает.

Китайскою розой его называют.

Каланхоэ.

Дерево жизни зовут каланхоэ.

Это целебный цветок, как алоэ.

На цветоносе цветочки – букеты

Разного – разного могут быть цвета

Вот нежно-розовый, темно – бордовый,

Вот фиолетовый, нежно лиловый,

Вот голубой, а вот белый и синий.

Ах, до чего ж каланхоэ красивый!

Аспарагус.

Что за чудная картина –

Аспарагус на витрине.

Весь ажурный, весь изящный,

Словно лес весной, прозрачный.

Ветки – ниточки в горшочке

Паутинкою сплелись.

А на веточках – листочки,

Да какие приглядись.

Кактус.

Я с виду колючий, но добрый внутри.

Не бойся, дружок, на меня посмотри.

Хоть я и погладить себя не даю,

Зато всех на свете я очень люблю.

Приложение 3.

Дидактические игры.

«У кого какой цветок».

Задачи.

1. Упражнять детей в различие нескольких комнатных растений одного вида.

2. Учить сравнивать растения, опираясь на видовые характеристики.

3. Использовать прилагательные, обогащать речь детей.

Материал: картинки с изображением комнатных растений, отличающиеся по нескольким видовым признакам.

Ход игры: воспитатель ставит на мольберт картинки растений одного вида, отличающиеся по внешним признакам. Предлагает детям найти растения одного вида и отличительные признаки каждого растения, предлагает детям рассказать о растении (или сам рассказывает о новом).

«За покупками в магазин».

Задачи.

1. Упражнять в выборе комнатных растений путем исключений названных педагогом признаков.

2. Развивать наблюдательность.

Материал: по 4-5 комнатных растений, одного вида, но с отличительными признаками.

Ход игры: воспитатель предлагает представить, что детей отправила в магазин мама и попросила купить комнатное растение в подарок бабушке, но не назвала его, а только описала. Ребенок по описанию находит растения и объясняет свой выбор.

«Что и как растет».

Задачи.

Упражнять в режиме ухода за комнатными растениями.

Материал: картинки (фотографии) с изображением комнатных растений, солнечный и пасмурный день, посуда с большим и маленьким количеством воды, поддон для растений.

Ход игры: воспитатель напоминает, что одному растению для полноценного роста и развития необходим обильный полив, другое требует редкого полива, а некоторые надо поливать только в поддон. Есть растения, которые не выносят прямых солнечных лучей, а другие хорошо растут только на солнышке.

Затем предлагает рассмотреть картинки или сами комнатные растения и подобрать к ним картинки с изображением условий произрастания и ухода за ними.

«Каждое растение на свое место».

Задачи.

Упражнять в представлении условий произрастания комнатных растений.

Материал: картинки с изображением комнатных растений или сами растения. Картинки природных зон.

Ход игры: воспитатель напоминает, что в природе растения растут в разных условиях : около воды или в пустыне, в лесу ли на поле, и предлагает построить цепочку –растение и среда его обитания.

«Что лишнее».

Задачи.

Упражнять детей в дифференцировании комнатных растений по одному или нескольким видовым признакам.

Материал: комнатные растения или картинки с их изображением.

Ход игры :воспитатель поочередно выставляет по 5 комнатных растений и предлагает убрать лишнее. Ребенок должен объяснить свой ответ и назвать объединяющие видовые признаки растений, которые остались

Приложение 4.

Сказка «История одного растения» (по Г. Охапкиной).

Был ясный и солнечный день, за окнами падали редкие снежинки. На окне дремало растение, оно оказалось в этом доме давно, ему снилось весеннее солнышко. И вдруг сквозь сон оно услышало стоны:

-Ой, как мне плохо! Ужасно! Неужели в таком кошмарном месте мне придется жить?

-Кто ты и откуда,- спросило растение.

- Я Камелия, меня только что принесли из магазина. Меня несли по морозу, я очень замерзла.

- Ничего согреешься, тут очень хорошо и хозяйка заботливая, добрая. И тебе у нее понравиться.

- Тебе может и хорошо, но я боюсь прямых солнечных лучей, они обжигают мои листики. Я не люблю свет.

Камелия замолчала, она выглядела больной: листики поникли, от горшка веяло холодом.

- а ты давно здесь живешь?

-Очень. Меня называют столетником, хозяйка за мной ухаживает. Поливает теплой водой, а иногда дает удобрения, я от них лучше росту.

Опять наступила тишина. Камелия молчала, но вдруг начала рассказывать свою историю.

-Мне пришлось очень много путешествовать. Сначала меня выращивали в теплице, идеальное место для любого растения : достаточно света, а от прямых солнечных лучей нас прикрывали зонтики, там высокая влажность и мои листики не болели. Видишь бутоны на мне? Я должна была расцвести, но однажды меня упаковали в коробку и отвезли в магазин. В магазине было не слишком комфортно. Иногда меня трогали и на моих листиках, очень нежных, остались следы. А потом меня купила твоя хозяйка.

На пол упали бутоны, Камелия заплакала.

-мне очень плохо. Меня надо срочно пересадить, опрыскать, полить теплой водой.

Но время шло, хозяйка не торопилась пересадить Камелию.

Несколько следующих дней Камелия не подавала никаких признаков жизни. С нее начали опадать листики, остались лишь голые стебли. Камелия хрипела:

- я умираю. Мне плохо.

Через несколько дней хозяйка взяла погибшее растение и вынесла его.

Ребята, а как Вы думаете, почему погибла Камелия?

Приложение 5.

Фиалка (Александра Шилова, 6 лет).

Моя бабушка очень любит комнатные растения. Но больше всех она любит фиалки. Это очень красивое и нежное растение. Чтобы оно радовало нас красивыми цветами надо о нем заботиться: поливать теплой водой, убирать старые листики и завядшие цветы. Мне кажется, что фиалки – это маленькие феи, которые прилетели к нам в гости из сказочной страны что бы радовать нас.

Приложение 6.

Опасные растения.

Ниже приводится список растений, которые запрещаются содержать в детских дошкольных учреждениях, потому что их сок может вызвать раздражение кожи, либо аллергические реакции, либо при попадании в желудок отравления.

Адениум, роза пустыни.

Аглаонема.

Алламанда.

Алоказия.

Антуриум.

Датура, дурман.

Диффенбахия.

Замиокалькас.

Каладиум.

Катарантус.

Монстера.

Олеандр.

Пахиподиум, мадагаскарская пальма.

Сингониум.

Солянум, комнатная вишня.

Фикусю

Филодендрон.

Эуфорбия, молочай.

Ятрофа.

Приложение 7.

Картотека комнатных растений.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Знакомые незнакомцы» для дошкольников. Игра предназначена для детей дошкольного возраста. Во время игры дети находят знакомые образы привычных животных в незнакомых вариантах.

Информационно — практико-ориентированный — творческий проект «Мы за здоровый образ жизни» ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Вид проекта: Информационно - практико-ориентированный - творческий проект. 2. Название проекта: «Мы за здоровый образ.

Информационный творческий практико-ориентированный проект «Мамин день — 8 марта!» Информационный, творческий, практико-ориентированный проект "Мамин день - 8 марта!" Провели: воспитатели гр. "Колокольчик" д\с №125 Выборгского.

Итоговый практико-ориентированный проект «НОД с использованием инновационных педагогических технологий» Тема: «Волшебный мир С. Я. Маршака» «Спокойно. Мудро. С чувством собственного достоинства. Его творчество стало частью души нескольких.

Конспект занятия по ознакомлению с комнатным растением фиалкой во второй младшей группе Конспект занятия по ознакомлению с комнатными растениями – фиалкой во второй младшей группе. Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Практико-ориентированный проект «Мир детства» По количеству участников - коллективный Характер контактов - среди детей нескольких групп По продолжительности - долгосрочный Заявитель:.

Практико-ориентированный проект «Новогодний сундучок»Практико-ориентированный проект «Новогодний сундучок» В работе с родителями активно внедряю метод проектов, позволяющий совместно с родителями решать образовательные задачи. Так, в канун Нового.

Практико-ориентированный проект с использованием творческой деятельности детей старшей группы «Мы сажаем огород»Практико-ориентированный проект с использованием творческой деятельности детей старшей группы «Мы сажаем огород» Актуальность. В настоящее время любые продукты можно купить. И, зачастую, дети так и считают, что овощи и фрукты берутся из магазина, а.

Практико-ориентированный проект «В здоровом теле здоровый дух» Практико-ориентированный проект «В здоровом теле здоровый дух» для детей старшей группы воспитатель: Белоусовой Марии Сергеевны.

Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек»Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКДОУ «Кирсановский детский сад». Практически вся одежда и обувь человека застёгивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико–ориентированный проект по ознакомлению с комнатными растениями «Знакомые незнакомцы»
Опубликовано: 24 октября 2016 в 20:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практико–ориентированный проект по ознакомлению с комнатными растениями «Знакомые незнакомцы»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Щетинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД