Екатерина Герасимова
Практика «Обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей через развитие слухового восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.
Публикация «Практика „Обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей через развитие слухового восприятия“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность нашей практики обусловлена тем, что наличие у старших дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом развитии является серьёзным препятствием в освоении программы общеобразовательной школы. Поэтому своевременное развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия оказывают положительное влияние на речевое и познавательное развитие, а также на социально - коммуникативную сферу дошкольников с речевыми нарушениями.
Цель практики : коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством развития слухового восприятия
Задачи:
- развитие слухового восприятия; - развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных ситуациях общения;
- расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой речи;
- воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
- воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой;
- исследовать уровень развития восприятия старших дошкольников с ОНР;
- выделить эффективные методы и приемы для развития у детей старшего дошкольного возраста слухового восприятия;
- разработать комплекс мероприятий по развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для решения поставленных задач проводилась работа по развитию слухового восприятия поэтапно :
1. Различение неречевых звуков (голосов природы, шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек)
- Различение высоты (развитие звуковысотного слуха, силы и тембра голоса.
Узнавание говорящего по голосу, его место нахождения и качества звучания голоса.
- Восприятие темпа и ритма речи.
Развитие способности правильно слышать ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.
2. Различение речевых звуков
- Различение слов близких по звуковому составу.
«Расставь картинки в названном порядке»
«Поставь картинку под той, которая звучит похоже».
- Формирование фонематического восприятия.
Выделение звука в составе слова.
Выделение звука из ряда заданных слов.
Различение слов-паронимов.
Выделение звука из состава словосочетаний, фраз, текстов.
Выделение звука из ряда заданных слогов и звуков.
- Дифференциация слогов.
«Что лишнее?»
«Телефон»
- Дифференциация фонем.
Проводятся упражнения на дифференциацию сначала гласных, затем согласных звуков.
- Формирование фонематических представлений
Подобрать слово на заданный звук.
Подобрать слова, в которых заданный звук встречается в начале, середине и в конце слова.
Реализация поэтапной работы осуществлялась, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Взаимодействие со специалистами ДОУ.
• Музыкальный руководитель
• Учитель-логопед
• Педагог - дефектолог
• Воспитатели группы
В ходе реализации практики логоритмика являлась мощным вспомогательным средством для эффективной совместной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
Итоговым мероприятием работы специалистов, в рамках лексической темы недели является интегрированное занятие. Оно проводится 1 раз в неделю во второй половине дня и находится в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Продолжительность занятия составляет 25 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.
Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Библиографический список
1. Девятова, Т. Н. «Звук волшебник» Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста/ Т. Н. Девятова - Линка – пресс, Москва, 2006 год.
2. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н. С. Жукова Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева – Екатеренбург: Изд-во АРТ ЛТД,2008.-320 с.
3. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи/Е. М. Косинова – М. : ООО «ОЛИСС», ООО «Издательство «Эксмо», 2007. – 174 с.
4. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада/ О. И. Крупенчук – СПб. : Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.
5. Левина, Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями/ Р. Е. Левина. – М. :Наука,2006.-308 с.
6. Манакова, И. П. Салмина Н. Г. «Мир звуков»/ И. П. Манакова, Н. Г. Салмина - Свердловск, Музыка, 1991 год.
7. Сергеева, Г. Ф. Особенности восприятия звуков речи при общем недоразвитии речи/ Г. Ф. Сергеева/ Дефектология. – 2002, - №4. – С. 67-71
8. Тютюнникова, Т. Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа» /Т. Э. Тютюнникова - журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1997 год.
9. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М. :Айрис – Пресс, 2008. – 209 с.
10. Черенкова, Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. /Е. Ф. Черенкова – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXXI», 2007. – 186 с.
11. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте/Н. Х. Швачкин – М. : Просвещение, 2008. -132 с.