МААМ-картинки

Практика «Обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей через развитие слухового восприятия»

Екатерина Герасимова
Практика «Обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей через развитие слухового восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Публикация «Практика „Обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей через развитие слухового восприятия“» размещена в разделах

Актуальность нашей практики обусловлена тем, что наличие у старших дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом развитии является серьёзным препятствием в освоении программы общеобразовательной школы. Поэтому своевременное развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия оказывают положительное влияние на речевое и познавательное развитие, а также на социально - коммуникативную сферу дошкольников с речевыми нарушениями.

Цель практики : коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством развития слухового восприятия

Задачи:

- развитие слухового восприятия; - развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных ситуациях общения;

- расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой речи;

- воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;

- воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой;

- исследовать уровень развития восприятия старших дошкольников с ОНР;

- выделить эффективные методы и приемы для развития у детей старшего дошкольного возраста слухового восприятия;

- разработать комплекс мероприятий по развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для решения поставленных задач проводилась работа по развитию слухового восприятия поэтапно :

1. Различение неречевых звуков (голосов природы, шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек)

- Различение высоты (развитие звуковысотного слуха, силы и тембра голоса.

Узнавание говорящего по голосу, его место нахождения и качества звучания голоса.

- Восприятие темпа и ритма речи.

Развитие способности правильно слышать ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

2. Различение речевых звуков

- Различение слов близких по звуковому составу.

«Расставь картинки в названном порядке»

«Поставь картинку под той, которая звучит похоже».

- Формирование фонематического восприятия.

Выделение звука в составе слова.

Выделение звука из ряда заданных слов.

Различение слов-паронимов.

Выделение звука из состава словосочетаний, фраз, текстов.

Выделение звука из ряда заданных слогов и звуков.

- Дифференциация слогов.

«Что лишнее?»

«Телефон»

- Дифференциация фонем.

Проводятся упражнения на дифференциацию сначала гласных, затем согласных звуков.

- Формирование фонематических представлений

Подобрать слово на заданный звук.

Подобрать слова, в которых заданный звук встречается в начале, середине и в конце слова.

Реализация поэтапной работы осуществлялась, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Взаимодействие со специалистами ДОУ.

• Музыкальный руководитель

• Учитель-логопед

• Педагог - дефектолог

Воспитатели группы

В ходе реализации практики логоритмика являлась мощным вспомогательным средством для эффективной совместной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Итоговым мероприятием работы специалистов, в рамках лексической темы недели является интегрированное занятие. Оно проводится 1 раз в неделю во второй половине дня и находится в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Продолжительность занятия составляет 25 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Библиографический список

1. Девятова, Т. Н. «Звук волшебник» Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста/ Т. Н. Девятова - Линка – пресс, Москва, 2006 год.

2. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н. С. Жукова Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева – Екатеренбург: Изд-во АРТ ЛТД,2008.-320 с.

3. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи/Е. М. Косинова – М. : ООО «ОЛИСС», ООО «Издательство «Эксмо», 2007. – 174 с.

4. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада/ О. И. Крупенчук – СПб. : Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.

5. Левина, Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями/ Р. Е. Левина. – М. :Наука,2006.-308 с.

6. Манакова, И. П. Салмина Н. Г. «Мир звуков»/ И. П. Манакова, Н. Г. Салмина - Свердловск, Музыка, 1991 год.

7. Сергеева, Г. Ф. Особенности восприятия звуков речи при общем недоразвитии речи/ Г. Ф. Сергеева/ Дефектология. – 2002, - №4. – С. 67-71

8. Тютюнникова, Т. Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа» /Т. Э. Тютюнникова - журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1997 год.

9. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М. :Айрис – Пресс, 2008. – 209 с.

10. Черенкова, Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. /Е. Ф. Черенкова – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXXI», 2007. – 186 с.

11. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте/Н. Х. Швачкин – М. : Просвещение, 2008. -132 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития слухового восприятияДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группеРазвитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе .

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2)Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2) В рамках реализации проекта «Звуковой ручеёк», посвящённого развитию слухового восприятия и фонематического слуха у воспитанников средней.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практика «Обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей через развитие слухового восприятия»
Опубликовано: 16 апреля 2021 в 07:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практика «Обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей через развитие слухового восприятия»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Герасимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД