оксана агишева
Практическое занятие «Жизнь в расцветке зебры»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход тренинга:
Здравствуйте, я провожу сегодня тренинг по теме «Жизнь в расцветки зебры», но прежде, чем мы начнем, я вам предлагаю поиграть. Встаньте, пожалуйста все в круг.
Ритуальное действие:
Первое упражнение называется «Имена» - для этого вам нужно представить и подобрать любой эпитет на начинающийся на букву вашего имени первая начну я: меня зовут Оксана моя первая бука «О» - я общительная.
Второе упражнение «Австралийский дождь»
Участники в кругу.
Публикация «Практическое занятие „Жизнь в расцветке зебры“» размещена в разделах
А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер (трем ладони);
Начинает капать дождь (щелкаем пальцами);
Дождь усиливается (хлопки ладонями);
Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);
А вот и град –настоящая буря (топаем ногами);
Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);
Дождь утихает (хлопки ладонями);
Редкие капли падают на землю (щелкаем пальцами);
Тихий шелест ветра (трем ладони);
Выглянуло солнце! (руки вверх)
Скажите, легко ли вам было выполнять это упражнение? Не запутывались ли в ходе выполнения заданий?
2. Информационный блок:
Западные психологи пришли к выводу, что именно на работе человек особенно часто сталкивается с конфликтными ситуациями: он вынужден на протяжении многих часов тесно общаться с разными людьми, некоторые из них по тем или иным причинам не всегда ему приятны. И избежать общения с ними не возможно. И сам работник при всем желании понравиться всем не может, и его поведение также кого-то раздражает и действует кому-то на нервы. Кто-то не любит его манеру разговаривать, кто-то недолюбливает его за характер, а кого-то раздражает просто его смех. Так или иначе, но психологи подсчитали, что каждые 35-40 минут на работе среди коллег происходит всплеск неблагоприятных эмоций, нередко приводящий к ссорам. Мелкая ссора способна перерасти в крупную, а крупная – в скандал. И трудно заранее сказать, к каким последствиям все это может привести. Чтобы подобного не произошло, каждому человеку желательно научиться не допускать взрывоопасных ситуаций или справляться с уже возникшими.
Для этого посмотрим, что же представляют собой и чем бывают вызваны проблемы между сотрудниками на работе, которые перерастают в ссоры и скандалы.
Как вы думаете, какие это проблемы?
Проблемы, перерастающие в скандалы:
• Нередко сотрудник бывает взвинченным, раздраженным и срывает зло на подчиненных и коллегах.
• Очень часто работнику кажется, что руководство его недооценило, недоплатило, не отнеслось по достоинству к его знаниям, опыту (кстати, этим страдают люди на любой должности - от дворника до руководителя). Каждый считает, что он выкладывается на работе полностью, не то, что Иванов или Петров, которым платят больше, но они этого абсолютно не заслужили.
• Бывает, что работник пребывает в состоянии вечного раздражения и напряжения оттого, что ежечасно, ежесекундно боится, что окружающие раскусят, что он недостаточно компетентен.
• Очень часто причиной ссор на работе бывает неверная «нагрузка» работников служебными обязанностями, а также и несправедливо маленькая, с их точки зрения, зарплата.
• Один из сотрудников может постоянно цепляться к другому, потому что искренне считает: придираясь, он помогает тому исправлять ошибки. На самом же деле он подсознательно старается избавиться, «выдавить» из коллектива не нравящегося ему человека или же потенциального конкурента.
Правильное общение:
Чтобы проблема не росла как снежный ком, перерастая в ссоры и скандалы, очень важно научиться правильному общению.
• Начинать учиться верному общению с людьми надо с овладения искусством слушать их, показывая искренний интерес. Ведь не секрет, что, если человек вам безразличен или неприятен, неинтересно и то, что он говорит. Надо научиться изображать на лице интерес к любому собеседнику.
• Ваше отношение к человеку, с которым вы беседуете, видно невооруженным глазом. Вас мгновенно выдаст тон голоса, интонация и, конечно, жесты. Следует очень внимательно следить за всем этим во время общения с неприятным вам человеком.
• Ругая коллегу, вы никогда не расположите его к себе. Постарайтесь найти у него хоть одну положительную черту, похвалите его хотя бы за почерк, таким образом, вы обязательно завоюете его симпатию, и только после этого можно без ущерба для ваших отношений указывать ему на ошибки. Только тогда ваши замечания будут им услышаны.
• Если вы ощущаете, что ваши отношения с кем-либо вдруг по неизвестной причине охладились, и он уже едва здоровается с вами, постарайтесь поговорить с этим человеком, не откладывая, и узнайте причину. Может быть, вы случайно обидели коллегу, сами того не желая. Если вы допустили действительно бестактность, извинитесь, и вопрос будет улажен.
Однако если скандал уже разгорелся и мирная беседа невозможна, то.
Что нужно сделать?
• Дайте коллеге выговориться, не перебивайте его, как бы вам ни хотелось вставить слово в свое оправдание. Ведь вы, скорее всего, считаете, что вас обвиняют несправедливо.
• Когда обвинитель выговорится, постарайтесь спокойным тоном объяснить, что заставило вас поступить так, а не иначе. Если вы действительно допустили ошибку или бестактность, ни в коем случае не бойтесь в этом признаться. Признание ошибки говорит не о вашей слабости, а о силе вашего характера.
Упражнение «Говорим гадости»
Цель: научиться быть вежливым в любой ситуации и не отвечать грубостью на грубость.
Я вам предлагаю разделиться на две команды. Вы становитесь друг против друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости. А члены другой команды отвечают на них комплиментами. Нецензурные слова не употреблять, говорить спокойно и с улыбкой. Потом команды поменяются.
Скажите какие ощущения были когда вас обзывали? А когда вам делали комплимент?
Как вы считает, важно ли подбирать слова, когда вы разговаривает с коллегами или родителями?
Вывод: у каждого из нас есть выбор между теми или другими поступками, но каждый раз, выбирая то или иное поведение, мы приобретаем или теряем уважение других людей к себе.
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
На конфликт, как наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
я вам предлагаю разделиться на две группы.
Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов.
На работу группам дается 10 минут.
Н. В. Клюева предлагает характеристику конфликта:
Конструктивные стороны конфликта:
• Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
• Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта:
• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
• Представление о победителях или побежденных как о врагах.
• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Упражнение «Гляделки»
Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону.
Вся группа таким образом разбивается на пары.
Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем поменяться местами.
Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?
Вывод: мнения или действия других людей всегда оказывают давления на человека.
Упражнение «Посредничество воспитателя в конфликте».
Цель: показать посредничество как способ разрешения конфликта, роль воспитателя как посредника между конфликтующими сторонами.
Работа в группах.
Задание: предложите пути решения конфликта
В одной из групп вспыхнули «мальчишечьи бои». Каждый день воспитанники ссорились до драки. Проблема обсуждалась с воспитанниками в группе, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.
- Подумайте, почему? В чем причина? (устранялись внешние формы проявления конфликта, а их внутренняя причина не снималась).
- Как воспитатель мог бы разрешить конфликт?
Вывод: воспитатель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами.
Упражнение на обратную связь «Подарок»
Цель: дать обратную связь, завершить занятие на позитивной ноте.
Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношение в ней - более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. «Я вам хочу подарить оптимизм и взаимное доверие»
Давайте наградим себя аплодисментами». Всем спасибо. С вами было приятно работать до свидания.