Оксана Савина
Практическое занятие для родителей «Мудрость родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
• Мудрость родителей
• Специалист по подготовке и
• сопровождению замещающих семей:, психолог Савина Оксана Леонидовна
Умение слушать и слышать
• Притча «Умение слушать и слышать»
Отправил как-то один царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:
— Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… белую лошадь с черным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…
Публикация «Практическое занятие для родителей „Мудрость родителей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
— Не желаю больше слушать! — перебил царь запыхавшегося гонца. — Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…
Тут он запнулся, а гонец, услышав такие слова, испугался и выбежал из дворца. Он вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Выслушав донесение, повелитель страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено. Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне белую лошадь с черным хвостом, а если не дашь, то…»?
— «…пошли лошадь другой масти», — продолжил царь. — Вот и все, что я имел в виду. А ты что хотел сказать своим дерзким ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»?
«…непременно послал бы ее в подарок моему доброму соседу», — ответил второй царь.
Умей слушать; даже маленькая нетерпеливость может привести к большим неприятным последствиям.
• Умение слушать и слышать. Что это значит?
СЛЫШАТЬ – РАЗЛИЧАТЬ, ВОСПРИНИМАТЬ ЧТО-ТО СЛУХОМ.
СЛУШАТЬ – НАПРАВЛЯТЬ СЛУХ НА ЧТО-ТО
Упражнение «Путанка»
• «Умеешь ли ты слушать?»
• Тест «Умеешь ли ты слушать?»
• 1. Не ждешь ли ты нетерпеливо, пока другой кончит говорить и даст возможность тебе высказаться?
• 2. Не принимаешь ли ты решение до того, как поймешь проблему?
• 3. Не слушаешь ли ты лишь то, что тебе нравится?
• 4. Не мешают ли тебе эмоции слушать собеседника?
• 5. Не отвлекаешься ли ты, когда твой собеседник излагает свои мысли?
• 6. Не запоминаешь ли ты вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
• 7. Не мешают ли тебе слушать предупреждения?
• 8. Прекращаешь ли ты слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?
• 9. Занимаешь ли ты негативную позицию к говорящему?
• 10. Всегда ли ты слушаешь внимательно собеседника?
• 11. Ставишь ли ты себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
• 12. Принимаешь ли ты во внимание тот факт, что у тебя с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?
• 13. Допускаешь ли ты, что у тебя или у твоего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?
• 14. Пытаешься ли ты выяснить тот факт, что спор может быть вызван различием точек зрения или постановкой вопроса?
• 15. Избегаешь ли ты взгляда собеседника в разговоре, не смотришь ли ты по сторонам, когда слушаешь?
• 16. Возникает ли у тебя острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, определить его выводы?
Интерпретация: Подсчитайте количество ответов «нет» (баллов) на все вопросы, за исключением 11,12,13,14, ответы на которые не учитываются
10-12 баллов. Ты умеешь достаточно хорошо слушать партнера. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к партнеру, обращаешь внимание на главное в его монологе. Твои собственные эмоции не мешают внимательно слушать даже то, что тебе не очень нравиться. Многие любят общаться с тобой, поскольку ты даешь им нередко «поплакаться в жилетку». Ты никогда не прерываешь собеседника, чтобы высказаться самому, не делаешь из того, о чем он говорит, скоропалительных выводов.
8-10 баллов. Нередко ты проявляешь умение слушать партнера. Даже если у тебя есть предупреждение по отношению к партнеру, ты можешь на некоторое время стать выше его, чтобы дослушать до конца. Если партнер тебе надоел, ты стараешься очень тактично прервать его излияния и закончить общение с ним. Иногда ты все же позволяешь себе прервать партнера для того, чтобы вставить свое «веское» слово.
Менее 8 баллов. Ты, к сожалению, еще не научился слушать своего партнера по общению. Постоянно прерываешь его, не даешь высказаться до конца. Если тебе не нравиться то, о чем говорит партнер, перестаешь слушать его. Нередко тебе существенно мешают эмоции или предупреждения в правильном понимании содержания того, о чем тебе говорят. Иногда ты можешь занять негативную, конфронтационную позицию по отношению к партнеру, отвлекаешься от основного вопроса обсуждения, особенно если при этом намечаются какие-либо трудности.
• 5 правил
• Не перебивай
• Не отвлекай
• Смотрите в глаза
• Используйте невербальные знаки
• Будьте доброжелательны
• Будьте наблюдательны
Упражнение «Дерево» : написать те качества, присущие родителям, для того, чтобы ребенок его хорошо понимал (все качества вывешиваются на дерево»
• Решаем проблемы сообща
• Решаем педагогические ситуации
- Ситуация: дети ссорятся Ваша реакция, Цель-
• Ситуация: ребенок играет на компьютере,
хотя вы просили его закончить.
• Ситуация: грязные кружки и блюдца
уже несколько дней валяются в его комнате.
• Ситуация: грязные кружки и блюдца
уже несколько дней валяются в его комнате.
• Ситуация: ребенок пытался испечь
пирог, и теперь на кухне все вверх дном.
• Ситуация: он приходит домой понурый.
«У меня двойка по математике».
• Ситуация: ребенок донимает вопросами: «Почему я должен ходить в школу?», «Почему всегда решаете именно вы?»
• Ситуация: ребенок приходит домой, сияя от гордости: «Папа, сегодня я получил по истории три пятерки!».
•
Портрет идеального родителя
Каким он должен быть?
(Упражнение «Мишень» : родители ставят себя в мишени на то место в
отношении идеального (центра круга, которое считают нужным.