Екатерина Карпова
Практическое занятие с педагогами в форме мозгового штурма «Копилка профессиональной речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:повышение общей культуры педагогов.
Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.
Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.
Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, образца родного языка, культурной речи. Поэтому речь педагога должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Публикация «Практическое занятие с педагогами в форме мозгового штурма „Копилка профессиональной речи педагога“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Сегодня я предлагаю Вам потренироваться использовать свои речевые умения в полной мере.
Вашему вниманию предлагаются несколько заданий, по ходу решения которых, мы будем пополнять нашу копилку профессиональной речи педагога.
1. Корректность речи
Уважаемые коллеги, все мы часто сталкиваемся с проблемными ситуациями в работе, которые требуют поиска необходимых слов и фраз. Для успешного разрешения таких ситуаций предлагаю вам «наполнить копилку» языковой этики педагогов. Предлагаю поучаствовать каждому. На листочке вы напишете слово, которое можно употребить в данном случае, произнесете его и положите в копилку.
Задание: 1 сит. Денис воспитывается в подготовительной к школе группе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе занятия бывает очень невнимателен. Какими словами вы будите побуждать родителей сделать акцент на пробеле в воспитании?
2 сит. В ДОУ на должность педагога дополнительного образования была принята женщина, имеющая высокую квалификацию и большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в новой сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда педагог дополнительного образования занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Какими словами возможно убедить данного воспитателя, что его помощь не требуется?
3 сит. Подготовительная группа ДОУ. Тихий час. Все ребята дружно сопят и видят сны. кроме одного мальчика, который сам не спит и мешает остальным. Как поговорить с ребенком в данной ситуации, чтобы ребенок Вас услышал?
2. Формирование интонационной выразительности речи.
Речь воспитателя захватывает внимание и создает атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель, способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Средствам выразительности речи относятся высота и сила голоса, тембр, ее темп.
Предлагаю «попрактиковаться» в умении интонировать.
1. Раздаются листочки с фразой и заданием. Прочитать задание и произнести фразу.
“Это моя бабушка!”-по-детски, восхищенно
“А у меня нет ложки!”- по-детски, обиженно
“Он первый начал!”-по-детски, агрессивно
“А кто это к нам пришел?”-удивленно
“Ребята, обратите внимание…”-интригующе
“Ребята, что нужно делать, когда в группу заходят гости?”-вопросительно
“Вы меня обидели!”-по-детски обиженно
“Здравствуйте, я пришел!”-по-детски восхищенно
“Отдай, это мое!”-по-детски с агрессией
2. Каждый педагог, работающий с детьми учавствует во всякого рода театральной деятельности. Будь то праздник, и педагог играет роль персонажа, будь то чтение сказки, и нужно с помощью голоса передать характер героев.
Предлагаю сделать паузу и послушать всем знакомую сказку “Курочка Ряба” на новый лад. (Раздаются роли, читается по ролям)
«Курочка Ряба и золотое яйцо»
Радовались дед и баба:
- С нами вместе наша Ряба.
По яичку нам снесет
И на завтрак принесет.
Ну а Ряба все хлопочет,
Все порадовать их хочет:
-Ешьте свежее яйцо.
Принесу я вам еще.
Жили бедно баба с дедом,
Голодали за обедом.
Ряба им помочь решила
И богатством одарила.
-Я снесла яйцо, - сказала,
- Весит то яйцо немало.
Все из золота оно,
Для богатства вам дано.
Удивились дед и баба:
-Для чего ты это, Ряба?
Не видали никогда
Золотого мы яйца.
Уму учит Ряба деда:
- На базар сейчас поедешь,
Там продашь яйцо купцу,
Будут деньги на лапшу.
Хорошо, - ей дед сказал
И поехал на базар.
Там с купцом поторговался
И в накладе не остался.
Все запасы закупил,
Ситца бабке прихватил
И домой приехал в срок,
Рябы выполнив урок.
-Здравствуй, Ряба! - молвил он.
- Я продал яйцо твое.
Будем жить теперь мы сыто.
Да и ты не позабыта.
Накупил тебе зерна,
Чтоб яички ты несла.
Птичник новый я отстрою,
Будем славно жить с тобою.
Только Ряба промолчала.
Бабка деду рассказала:
Не несет яички Ряба.
Покупать теперь их надо.
Плачет дед и плачет баба:
- Золотого нам не надо.
Мы хотим яйцо простое,
Очень вкусное, живое.
Надеюсь вам понравилась сказка. Теперь предлагаю перейти к более серьезным заданиям и проверить сами себя.
4. Практические задания для самоконтроля
Правильность речи :
1. Образуйте мн. число сущ.
Инженер-
Лектор-
Крем-
Повар-
2. Образование сравнительных степеней прилагательных:
Красивый-
Лучший-
Худший-
3. Употребление числительных (выбрать неверное употребление) :
Двое братьев, трое щенков, к обоим сестрам, двое очков, нас двух.
4. Отметить неправильное образование личной формы глаголов :
Махаю, попробуем, полощу.
5. Отметить правильное образование формы повелительного наклонения глаголов:
махай, разъехайтесь, высыпь, поклади, положи, покупи, ляг
Точность речи
Объясните ошибку в составлении данного предложения:
В её разговоре Мартыну главным образом нравилась влажная манера произносить букву "р", словно была не одна буква, а целая галерея, да еще с отражением в воде.
6. Нам в детском саду и дома часто приходится сталкиваться с такими вопросами детей, которые касаются очень глубоких вещей, например, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что -зло.
Внутри каждого из нас есть четкое этому понимание, но как рассказать это ребенку, чтобы все стало на свои места…как повернуть мысль ребенка в нужное направление?
Для этого нужно четко обдумать, что мы будем говорить, собрать все в связное и понятное ребенку высказывание, и подумать, как мы будем это говорить, с помощью каких слов и выражений.
Чтобы собрать воедино все составляющие части речи педагога, предлагаю раскрыть смысловое содержание слов:
Гордость
Уважение
Счастье
Патриотизм
Любовь
Ненависть
Дружба
Спасибо за ваше внимание! Сегодня мы хорошо поработали, набрали полную копилку слов, которые мы все будем использовать в нашей работе.
Я благодарна Вам за участие, надеюсь мы все узнали что-то новое.