Наталья Леонтьева
Практическое занятие для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
"Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка"
Задачи:
1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.
2. Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.
3. Отработать с участниками техники:
саморегуляции;
предоставления воспитанникам обратной связи относительно их поведения.
Ход занятия.
1. Разминка. Упражнение "Сменяющиеся команды"
Публикация «Практическое занятие для педагогов» размещена в разделах
Предлагаю вам настроиться на работу с помощью небольшой разминки. По моему сигналу, например, "четверки", вы должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой. Сразу после этого я назову действие, которое группа должна выполнить.
2. Вступительное слово.
Защита маленького ребенка от всех форм насилия - актуальная, значимая задача дошкольного учреждения.
Психологическое (или эмоциональное) насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие личности.
3. Упражнение "Словарь отрицательных оценок"
Предлагаем вспомнить слова и выражения педагогов, которые содержат отрицательную оценку деятельности детей, и написать каждую фразу на отдельном листочке. Давайте создадим один большой словарь отрицательных оценок.
Таким образом, к речевому насилию относятся: (высказывание участников команд)
1. Угрозы в адрес ребенка
2. Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка (в том числе публичные унижения)
3. Постоянная критика в адрес ребенка
4. Подавление инициативы
5. Наказание за неправильный ответ
6. Некорректное высказывание о внешнем виде
7. Насильственное вызывание ребенка давать ответы на вопросы воспитателя
8. Отказ в утешении, когда дошкольник испуган или подавлен
9. Негативная характеристика ребенка
10. Отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем
11. Перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи
12. Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку.
4. Групповая работа "Зонтик правил"
Вывод. Итак, для того, чтобы свести к минимуму ситуации речевого насилия в детском саду необходимо:
1. Осознать его вред.
2. Вовремя отреагировать собственные негативные эмоции, овладеть техниками саморегуляции.
3. Предоставлять воспитанникам обратную связь относительно их поведения.
4. Вводить правила, ограничения на действия детей.
5. Рефлексия участников.