Папки-передвижки

Практическое занятие «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»

оксана агишева
Практическое занятие «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создать условия для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов срессоустойчивости. Задачи:

1. настройка членов группы на непринужденное поведение и создать творческую рабочую атмосферу, снизить эмоциональное напряжение.

2. развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

Содержание:

1. Ритуальное действие:

• Упражнение «Представление»;

• Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»;

2. Информационный блок.

Публикация «Практическое занятие „Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не „сгореть“ на работе“» размещена в разделах

3. Практическая часть :

Тест: «Самооценка эмоционального состояния»;

• Упражнение «Массажная цепь»;

• Упражнение «Рисование вдвоем»;

• Релаксация «Поплавок в океане».

4. Ритуальное действие.

Ход тренинга

Здравствуйте, я провожу сегодня практическое занятие по теме «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе». Но прежде чем мы начнем, я вам предлагаю поиграть. Встаньте, пожалуйста, все. Первая игра называется «Представление».

Упражнение «Представление»

Сейчас каждый из вас будет называть свое имя и имена всех уже представившихся до меня («Снежный ком») и при этом каждый из вас назвав свое имя сопровождает его каким либо движением.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Мы сейчас будем говорить фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» и договариваем.

Информационный блок:

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности.

Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность детских садов и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд педагогов в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

Также мы находим подтверждение тому, что с увеличением педагогического стажа работы у педагогов снижаются показатели психического и физического здоровья.

Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Таким образом, происходит изменение в мотивационной сфере педагога и развивается синдром эмоционального сгорания.

Психолог: Я вам сейчас хочу предложить тест «Страдаете ли вы синдромом «выгорания (анкету раздаю педагогам). Вы выберите к каждому вопросу ту цифру, которая наиболее верно отражает ваши чувства, при этом цифра 1 соответствует ответу «чуть-чуть», а цифра 5 – «да, абсолютная правда».

1. Вам кажется, что вы работаете усерднее и при этом достигаете меньших результатов?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

2. Не устаете ли вы быстрее?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

3. Не впадаете ли вы меланхолию без видимых на то причин?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

4. Не забываете ли вы о встречах, крайних сроках завершения заданий и или личные принадлежности?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

5. Не стали ли вы более раздражительными?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

6. Не испытываете ли вы разочарования в окружающих вас людях?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

7. Не встречаетесь ли вы со своими друзьями и членами семьи реже, чем раньше?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

8. Нет ли у вас физических признаков болезни, таких как сильные головные боли?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

9. Вам трудно смеяться над шуткой, когда она направлена в ваш адрес?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

10. Не приносит ли вам секс больше беспокойства, чем удовольствия?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

Подсчитываем очки. Сложите цифры, которые вы выбрали в качестве ответов на вопросы теста.

0— 15 баллов: Периодически по тем или иным причинам у вас случаются стрессы, но в целом у вас все в порядке.

16— 24 балла: Вы близки к «выгоранию». Наверное, вы хотите сделать шаг назад и найти возможность немного отдохнуть.

25— 29 баллов: Вы демонстрируете первые признаки «выгорания». Вам стоит задуматься над тем, чтобы поменять работу и образ жизни, дать себе возможность больше отдыхать.

30 баллов и больше: Сбавьте темп! Вы страдаете синдромом «выгорания». Сделайте все необходимое для того, чтобы выйти из стресса. Вы — в опасной ситуации. Нынешнее положение дел может стать угрозой для вашего физического и душевного состояния.

Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия «выгоранию», так же изменчивы стрессогенные факторы. Это относится как к внутренним, так и к внешним ресурсам личности.

Внутренние ресурсы:

• Духовные;

• Социальные;

• Психологические;

• Физиологические.

Внешние ресурсы:

Профессиональная деятельность;

• Семейная жизнь;

«свободное время».

К ресурсам личности относятся: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.

Выделяют 4 уровня личностных ресурсов противодействия «выгоранию» :

1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др., пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

2. Психологический уровень. Он включает в себя 3 подуровня:

• Эмоционально-волевой. Эмоциональное противодействие (преодоление) — осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, неполного реагирования и другое.

• Когнитивный. Это понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Психологическая компетентность, позитивность и рациональность мышления, гибкость мышления, поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.

• Поведенческий (деятельностный). Поведенческое противодействие — активность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.

3. Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.

4. Духовный уровень: К этому уровню отнесли 3 психологических ресурса, выделенных Э. Фроммом.

• Надежда — психологическая категория, способствующая жизни и росту.

• Рациональная вера — убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера — рациональная интерпретация настоящего.

• Душевная сила — мужество. Душевная сила — способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их.

• Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию», пронизывающим психологический, социальный и духовный уровень, мы считаем способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания.

Обновление смыслов профессиональной деятельности происходит постоянно, обостряясь в периоды кризисов. Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели — все это является факторами преодоления профессионального «выгорания». Человеку необходима гибкость в построении новых смыслов, помогающих адаптироваться к изменившимся условиям.

Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать свою жизненную силу.

К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «сво6одного времени».

Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде хобби или какого-то увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Напротив, при сильных рабочих стрессах, перегрузке в семье, нехватке либо саморазрушающей трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются.

А сейчас мы перейдем к практической части.

Практическая часть :

Упражнение «Массажная цепь»

Инструкция: «Встаньте в круг положите руки на плечи впереди стоящего. А теперь делаем массаж! Каждый начинает массировать спину впереди стоящего» так хорошо теперь поворачиваемся на 180 градусов и повторяем ту же процедуру с другим партнером.

Упражнение «Рисование вдвоем»

На двоих участников один лист бумаги и один карандаш.

Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи».

Вопросы для рефлексии:

• Является ли картина совместным произведением?

• Учитывались ли желания понимали ли вы друг друга?

• Кто был инициатором сюжета? Кто был ведомым, а кто ведущим?

• Была ли «борьба за власть»?

• Комфортно ли было ведомому, ведущему?

• Какую позицию вы чаще занимаете в жизни?

Упражнение - Релаксация «Поплавок в океане».

Психолог: И наше с вами последнее прощальное упражнение

Инструкция: Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу.

Ритуальное действие:

Наша консультация подошла к концу и напоследок я бы Вам хотела погадать. Сейчас каждый из вас проговорит тот вопрос, на который вы бы хотели получить ответ.

Всем спасибо. До свидания.

Публикации по теме:

Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников ГБДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида» Тема: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников».

Игра-тренинг для педагогов «Профилактика психоэмоционального выгорания» - Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Для того, чтобы вам была ясна цель нашего занятия окунемся в историю. Вступление.

Консультация для педагогов «Как не сгореть на работе» Любая деятельность, которой человек занимается ежедневно из месяца в месяц, из года в год, накладывает на личность определенный отпечаток.

Лекция с элементами тренинга «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Личность педагога – один из главных факторов развития ребенка. От эффективности его деятельности во многом зависит будущее всего общества.

Лекция с элементами тренинга: «Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его факторами, причинами, стадиями, способами профилактики. Задачи: - обобщить.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Профилактика эмоционального выгорания педагогов «Наше здоровье – в наших руках». В жизни каждого педагога периодически возникают так называемые.

Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении сегодня актуальна. В связи с повышающимися требованиями.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов» Профессиональное “выгорание” это довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое занятие «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 22:38
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое занятие «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»» (включая файлы) размещена пользователем оксана агишева (УИ 347085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД