евгения воронкова
Проектная деятельность «Воспитываем сказкой, или Домашнее чтение как средство духовного обогащения семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитываем сказкой или домашнее чтение, как средство
духовного обогащения семьи».
Паспорт проекта
Вид проекта : Социально – познавательный (речевой).
Продолжительность проекта : краткосрочный. (февраль – март 2017г.)
Публикация «Проектная деятельность „Воспитываем сказкой, или Домашнее чтение как средство духовного обогащения семьи“» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области в проекте :
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие;
Художественно – эстетическое;
Формы организации работы над проектом :
Режимные моменты;
Совместная деятельность педагога с детьми;
Самостоятельная деятельность детей;
Совместная деятельность с семьёй;
Актуальность проекта : В последнее время происходит снижение интереса к книге и чтению, как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков, в семьях почти прекратилось совместное чтение и
обсуждение книг с детьми. Очень жаль, что в современной России традиция семейного чтения практически утрачена. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению.
А ведь, с одной стороны, именно книга во все времена объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей. С другой стороны, именно в семье формируется интерес к книге, первым посредником между ребенком и книгой являются родители. Недаром ещё в XVI веке было замечено: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.
Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Немаловажно, чтобы любовь к чтению прививалась в семье. Очень часто время провождение ребёнка дома сводится к просмотру мультфильмов. Позабыта прекрасная традиция чтения на ночь.
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности в раннем возрасте – это чтение и рассказывание сказки. Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и чтению.
Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека.
После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
Цель проекта : Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок. Развивать устойчивый интерес к чтению детей и родителей. Совместно с родителями попытаться возродить традицию семейного чтения.
Были поставлены задачи проекта :
1. Образовательные:
- Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
-Способствовать формированию интонационной выразительности речи.
- Продолжать расширять и обогащать словарный запас слов.
- Приобщать детей к драматизации по знакомым сказкам.
- Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.
2. Воспитательные :
- Приучать слушать и понимать доступные по содержанию сказки.
- Пробуждать интерес к чтению и рассказыванию сказок.
3. Работа с родителями:
- Донести родителям мысль о важности и актуальности проблемы чтения в ДОУ и дома.
- Помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского интереса.
- Побуждать к участию в акциях, выставках, родительских собраниях на тему чтения художественных произведений и сказок.
- Подвести к мысли о необходимости возрождения традиции семейного чтения.
- Предоставить рекомендации родителям для восстановления традиции чтения дома.
- Рассказать о необходимости иметь детскую домашнюю библиотеку.
Этапы реализации проекта :
Организационно – подготовительный:
Выбор темы проекта.
Создание группы для реализации проекта.
Определение цели и задачи.
Составление плана работы.
5. Подбор литературы, изготовление атрибутов.
6. Анкетирование родителей.
7. Памятки, консультации, индивидуальные беседы.
Познавательно – практический:
Познакомить детей со сказками.
Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.
Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).
Изготовление декораций и атрибутов для показа сказок.
Чтение и рассказывание сказок.
Оформление книжного уголка.
Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «В гостях у Мишки»»
Заключительный:
Обобщение результатов работы.
Сбор фото материала «Расскажи мне сказку мама»
Изготовление книжек малышек
Оформление выставки «Наши любимые сказки».
Акция «Подари книжку детскому саду».
Реализация проекта : Полагаясь, на актуальность проекта и важность решения поставленных задач, был разработан план работы.
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Дети любят слушать сказки в исполнении педагога, с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах, участвуют в драматизации сказок.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении «книжек – малышек», приняли, активное участие в наполнении книжного уголка в группе поучаствовав, в акции «Подари книгу детскому саду», в выставке «Наши любимые сказки», в обсуждении вопросов о детском чтении, анкетирование показало хороший результат.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Воспитываем сказкой», сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы. Немаловажно и то, что нам удалось донести до родителей важность соблюдения традиции семейного чтения. Время, отданное ритуалу семейного чтения, поспособствовало установлению более близких внутрисемейных контактов.
План работы
Февраль – 2017г.
С родителями
- Анкетирование родителей «Ребёнок и книга».
- Анкетирование родителей на тему «Приобщение детей к чтению».
- Памятки «Развитие речи посредством чтения сказок», «Подсказки «Да» и «Нет»», «Перед чтением книги».
- Консультации: «Воспитываем сказкой», «Развитие речи и чтение художественной литературы детей младшего возраста».
- Индивидуальные беседы «Книга по возрасту», «Домашняя библиотека». «Как выбрать сказку для самых маленьких».
- Памятки для родителей «Как привить ребёнку любовь к чтению?».
- Родительское собрание «Особенности развития речи детей раннего периода. Роль семейной традиции чтения дома сказок».
6. Изготовление сказочных персонажей из фанеры для оформления игровой площадки.
С детьми - Проведение утренней зарядки «Зайки», «Жучки».
- Обновление литературы в книжном уголке.
План работы
- Чтение сказки «Колобок», стихи А. Барто «Мишка», «Зайка»
- Рассматривание иллюстраций по сказке «Колобок».
- Дидактическая игра «Из какой я сказки?»
Март – 2017г.
С родителями
- Сбор фотоматериала и выпуск стенгазеты «Расскажи мне сказку мама».
- Изготовление «Книжки малышки».
- Акция «Подари книжку детскому саду.
- Индивидуальные беседы «Сказка в жизни ребёнка».
- Консультация: «Какие книги можно читать на ночь».
- Памятка «Пять простых советов».
- Оформление выставки «Наши любимые сказки».
С детьми
Утренняя зарядка: «Мишка», «Здравствуй солнышко».
Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Заинька попляши», «Заинька серенький».
- Чтение и рассказывание сказки «Репка».
- рассматривание иллюстраций к сказке «Репка».
- прослушивание аудиозаписи сказки «Репка».
- обыгрывание сказки «Репка» используя магнитный театр.
-Коллективная аппликация по сказке «Репка».
- Дидактическая игра «Угадай сказку»