Галина Алексеева
Познавательный проект в старшей логопедической группе «Мой любимый город»
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
Народная мудрость
Актуальность.
В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной системе, как дошкольное образование. Новые федеральные государственные требования определяют обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Проектная деятельность является инновационной деятельностью работы дошкольного учреждения, поэтому она считается актуальной в режиме развития ДОУ.
Публикация «Познавательный проект в старшей логопедической группе „Мой любимый город“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Актуальной темой для выбора нашего проекта явилось следующее : коренные преобразования в стране конца XX - начале ХXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии нравственной основы личности. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально, формируется ценностное отношение к окружающему, закладывается фундамент нравственно – патриотической позиции личности, которые проявляются в любви к своей Родине, в бережном отношении к природе, в осознании неразрывности с ней.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства любви гордости и уважения к жителям города;
- появление доброжелательных отношений детей, проявление взаимопомощи сотрудничества и партнерства.
Для родителей:
- повышение знаний о городе, достопримечательностях;
- повышение интереса к истории города и умение донести информацию до детей;
- активное вовлечение в совместную деятельность.
Тип проекта :
а) по содержанию: информационно - практико-ориентированный;
б) по доминирующей в проекте деятельности : исследовательский, творческий.
в) по составу участников: дети, педагоги, родители, работники музея и библиотеки;
г) по срокам реализации: среднесрочный (3 недели).
Цель проекта :
- воспитание будущего патриота своей родины, изучение истории своего города;
- воспитание дружеских взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи детей в совместном проекте «Мой любимый город»;
- развитие сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Исходя из этого, данная работа включала целый комплекс задач.
Задачи проекта :
Коррекционно - образовательные:
- познакомить детей с историей города, его символикой, достопримечательностями;
- активизировать познавательный интерес к историческим событиям, к людям, которые строили и защищали наш город;
- совершенствовать словарь детей.
Коррекционно – развивающие:
- способствовать развитию памяти, внимательности, умения анализировать и делать выводы;
- развивать связную речь детей, обогащать словарь;
- совершенствовать развитие творческих способностей, воображения, фантазии детей;
- развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формировать бережное отношения к природе и всему живому;
- воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения своего народа.
Работа по созданию проекта была разделена на три этапа: мотивационно – целевой, содержательно – организационный, результативный.
1. Мотивационно – целевой этап.
- сбор и систематизация информации по теме проекта;
- изучение методической литературы;
- составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, мультфильмов;
- подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме;
- подбор художественной литературы по данной теме;
- оформление папки – передвижки и консультаций для родителей по теме проекта.
2. Содержательно – организационный этап.
Реализация нашего проекта «Мой любимый город» позволила задействовать различные виды совместной детской деятельности. Были проведены циклы ситуаций и совместных мероприятий, направленных на обогащение представлений об истории города и закрепление знаний детей о правилах поведения для создания крепких дружеских отношений и накопление практического опыта взаимоотношений в различных ситуациях совместной деятельности (мини-проекты) по осуществлению основного совместного проекта :
Дошкольники активно вовлекались в решение проблемных практических ситуаций, связанных с изучением прошлого и настоящего города в детском саду и в семье. В ходе проекта дети целенаправленно включались в ситуации, обеспечивающие постепенное накопление опыта доброжелательных отношений и сотрудничества.
- Беседы и занятия с детьми по темам: «Моя семья», «Моя родина», «Мой любимый детский сад», «Защитники Отечества», «Знакомство с гербом города», «Где мы любим отдыхать», «Семейные традиции»;
- Проблемные ситуации: «Найди на карте наш садик», «Как люди жили в прошлом», «Узнай о своей фамилии».
- Чтение художественной литературы о родине, дружбе, защитниках Родины; заучивание стихотворений, отгадывание загадок, составление рассказов по схеме или картине, знакомство с пословицами и поговорками
- Рассматривание книг, плакатов, альбомов, энциклопедий.
- Просмотр развивающих презентаций: «Мой Сосновый Бор», «Достопримечательности Соснового Бора», мультфильмов, фотографий.
- Конструирование: «Мой город», «Мой дворик».
- Аппликация: «Андерсенград», «Моя улица».
- Лепка: «Дома на нашей улице».
- Рисование: «Мой любимый город», «Салют над городом».
- Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация;
- Создание стенгазеты «Мой любимый город».
- Экскурсии в городскую библиотеку, парк «Белые пески».
Для реализации проекта были намечены совместные мероприятия с родителями:
- Оформление стенгазеты «Мой любимый город».
- Оформление маршрутного листа «Сказочные места Соснового Бора»
- участие в городских акциях «Доброкрышечка», «Котопёс», сбор макулатуры и пластика.
- подбор информации и фотографий дл презентаций, занятий.
- Информирование родителей, консультации: «Мой дом, мой город», «Расскажите ребенку об истории его родного края», «Безопасность детей на улицах города».
- Совместное создание предметно - развивающей среды в группе, дома;
3. Заключительный этап:
- Стенгазета «Мой любимый город».
- Альбом «Достопримечательности Соснового Бора».
- Маршрутный лист «Сказочные места Соснового Бора».
- Оформление проекта «Мой любимый город» и ознакомление родителей с его результатами.
Таким образом, можно сделать выводы:
В результате проведения работы по проекту «Мой любимый город» дети нашей группы :
- познакомились с историей и культурными традициями своего города, у них активизировалась гражданская позиция и появились патриотические чувства к своей семье, своей улице, своему городу и его жителям;
- значительно повысились доброжелательные отношения детей, а также сформировались отношения взаимопомощи, сотворчества и сотрудничества;
- родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками педагогов в развитии у детей доброжелательных отношений взаимопомощи, взаимоуважения, внимания и творчества.
Итак, гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Наследование нравственных, эстетических и этических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического сознания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Любое воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребенка на много лет вперед. Дети дошкольного возраста видят и откликаются на настоящее, на подлинное, на то, что несет свет и радость. Мы надеемся, что когда наши воспитанники вырастут и, куда бы ни забросила их судьба, они будут вспоминать свои впечатления детства, с гордостью рассказывать о своем родном городе, помнить о родителях, учителях и друзьях. Ведь, если дети любят свою малую родину, то будут любить свою страну. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего гражданина, патриота, любящего свою Родину.